Инклюзивное образование обеспечивает социальный лифт для детей с ОВЗ и делает добрее здоровых детей
Закон «Об образовании в РФ» широко распахнул двери общеобразовательных школ для детей с ОВЗ. Для этой категории учащихся были разработаны специальные стандарты и четыре вида адаптированных программ, две из которых сопоставимы по результатам с обычными.
О том, как следует организовать инклюзивное образование, чтобы оно принесло пользу и здоровым детям, и детям с особенностями в развитии, рассказывает Любовь Олтаржевская, руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы.
Любовь Олтаржевская:
«Инклюзивное образование обеспечивает социальный лифт для детей с ОВЗ и делает добрее здоровых детей».
– Какие условия должны быть созданы в школах для инклюзивного образования и как определить их готовность к внедрению ФГОС ОВЗ?
– Для полноценного образования детей с ОВЗ необходимо создать специальные условия. Это не только пандусы для колясочников или тактильные приспособления для слепых и слабовидящих, но и адаптированные программы для разных категорий учащихся, но и специалисты, способные с ними работать. Это не только учителя, прошедшие подготовку по инклюзивному обучению, но и служба сопровождения: логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели – все те, кто обеспечивает индивидуальный маршрут ребенка.
Конечно, мы понимаем, что далеко не каждая школа обладает таким набором средств и кадров, которые обеспечивают полноценную инклюзию.
Например, в Москве пошли по пути создания ресурсных центров в каждом районе столицы. Каждый из этих ресурсных центров специализируется на обучении детей с определенной нозологией (видом заболевания).
Но и в обычных образовательных комплексах есть все условия для обучения детей с ОВЗ.
Во-первых, такие образовательные организации обладают всеми необходимыми финансовыми средствами для закупки оборудования, кадрового обеспечения, обучения педагогов.
Во-вторых, в состав многих из них вошли коррекционные школы, которые являются важным ресурсом для организации инклюзивного образования.
В-третьих, в их состав входят дошкольные учреждения, следовательно, есть возможность обеспечить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, начиная с самого раннего возраста и продолжая его на школьных ступенях. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка.
Читайте также:
«Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех»
– Дети с ОВЗ нуждаются в толерантном отношении к себе со стороны окружающих. Но как быть в тех случаях, когда родители и дети категорически не желают обучаться вместе с такими детьми? Как их надо готовить к встрече и ежедневному общению с такими учениками?
– Такие ситуации бывают, они становятся предметом бурного обсуждения в СМИ, в соцсетях. В данном случае основная ответственность ложится на педагога, поскольку формирование общественного мнения и правильного отношения к детям с ОВЗ – это одна из его важнейших задач.
Я восемь лет руководила одной из первых в стране инклюзивных школ, в которой обучалось 36 детей с самыми разными нарушениями в развитии. И у нас не было ни одного конфликта из-за того, что такие дети находятся в одном классе с обычными ребятами. Надо понимать, как выстраивать инклюзию. Иногда необходим тьютор, который находится рядом с ребенком, чтобы помочь ему в сложной ситуации, позаниматься с ним отдельно. И конечно, родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае учителю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями.
– А с детьми?
– С детьми все проще. Опять же сошлюсь на свой опыт: если начинать инклюзию на дошкольном этапе, обе стороны включаются в нее просто и естественно. Детская среда достаточно дружелюбная, дети хорошо находят общий язык в процессе игры. Они, скорее, начинают неадекватно реагировать на своих сверстников с ОВЗ в том случае, если взрослые – педагоги, родители – неправильно расставляют акценты в разговоре о таких детях.
Читайте также:
«Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия»
– Что делать, если учителя школы не желают принять ребенка с проблемами?
– Если ребенок не укладывается в общепринятое понятие «здоровый», то от этого он не должен испытывать трудности и проблемы – трудности и проблемы возникают в тех образовательных организациях и у тех педагогов, которые не готовы обучать таких детей.
Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача учителя. Если учитель не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или подростка из неблагополучной семьи. По большому счету он также не сможет принять и ребенка с высокой мотивацией, поскольку к нему требуется особый подход и определенные программы обучения.
Профессия учителя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития.
Конечно, для решения этой задачи надо овладеть определенными компетенциями. Одним из ведущих направлений деятельности нашего центра является переподготовка и повышение квалификации: около 33 тысяч логопедов, дефектологов, психологов прошли обучение на нашей базе в этом году. Но особое внимание мы уделяем образовательным организациям и педагогам, которые начали работать в системе инклюзивного образования. По запросу организаций мы выезжаем в школы и проводим обучающие семинары на их территории.
– Какие вопросы вам чаще всего задают педагоги? Какие трудности возникают у них в процессе введения инклюзивного образования?
– Больше всего вопросов возникает в процессе работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. При этом мы понимаем, что не всегда снижение интеллекта связано с диагнозом «умственная отсталость», в некоторых случаях оно может быть вызвано социальными факторами или педагогической запущенностью. Надо так дифференцированно выстроить работу на уроке, чтобы сильные ученики не скучали, а слабые продвигались в своем развитии, но ни в коем случае не акцентировать свое внимание на одной какой-то группе.
– Но, наверное, совместное обучение возможно только для детей с сохранным интеллектом?
– Не всегда так. Для детей с нарушениями умственного развития внутри школы создаются ресурсные классы, и в настоящее время отрабатывается три модели обучения:
- Ребенок с ОВЗ находится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов.
- Ребенок с ОВЗ учится в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, ИЗО, физкультура, технология, «Окружающий мир»), а также участвует во внешкольных мероприятиях.
- Ребенок с ОВЗ учится в автономном ресурсном классе, но в стенах обычной школы, с выходом на общие мероприятия, с большими возможностями для социализации в среде сверстников.
Иными словами, образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Но просто так посадить ребенка в класс мы не можем, иначе мы получим обратный эффект. И это касается не только детей с нарушениями в развитии. Учет индивидуальных особенностей ребенка – это та база, на которой строится деятельность любого учителя.
Читайте также:
«Московская школа «Ковчег» №1321: экскурсия»
– Сколько детей с ОВЗ может обучаться в обычном классе?
– Есть СанПиНы, которые регулируют количественные нормы обучения детей с различными особенностями в обычном классе. Но по собственному опыту знаю: нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.
– Должен ли учитель знать диагноз ребенка?
– Мне известно немало случаев, когда родители скрывают диагноз ребенка, и это затрудняет работу с ребенком. А что касается умственно отсталых детей, то им нужна комплексная медицинская и психолого-педагогическая поддержка, и только в этом случае можно добиться результата. Но иногда учитель использует диагноз ребенка как индульгенцию: дескать, если он умственно отсталый, он не в состоянии хорошо учиться, тогда с педагога якобы взятки гладки. Что с такого ребенка взять? А взять можно очень многое. Прежде всего, определить, по Выготскому, зону его актуального развития, потом – зону ближайшего развития и двигаться по пути освоения новых навыков. К сожалению, непрофессиональный учитель фиксирует неудачи ребенка, и его образовательный маршрут ломается. Если же мы воспринимаем систему образования как камеру хранения для таких детей, то мы совершаем преступление по отношению к ним.
– Понятие «необучаемый» уходит в прошлое?
– С введением ФГОС для детей с ОВЗ и четырех типов адаптированных программ – да. Обучить можно любого ребенка, вопрос: чему? Адаптированные программы позволяют выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка и достичь посильных для него результатов.
– У некоторых родителей детей с ОВЗ есть свои амбиции, и они убеждены в том, что их ребенок, несмотря на тяжелый диагноз, способен обучаться наравне со всеми и получить аттестат. Как сбалансировать интересы родителей с реальными возможностями их детей и школы?
– Такие случаи обусловлены тем, что родители хотят доказать окружающим: их ребенок такой же, как все. Наше общество провоцирует их на такое поведение. Иногда эти ребята бывают талантливы в какой-то одной сфере, например в изучении иностранных языков или рисовании, но при этом им не даются элементарные математические действия. И родителям надо это принять как данность и развивать ребенка в том направлении, которое ему лучше всего удается. Раннее предпрофессиональное самоопределение очень важно для таких детей, поскольку для них главное – не получить аттестат, а увидеть и понять свои жизненные перспективы. Задача педагога – сориентировать родителей на реальные, а не на вымышленные перспективы. Это можно сделать методами убеждения, но это должен быть разговор двух заинтересованных в ребенке сторон. И если родитель понимает, что школа – на стороне ребенка, тогда все получится.
Особо хочу отметить такое движение, как «Абилимпикс» – Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Если раньше к таким соревнованиям готовили учреждения СПО, то теперь в этот процесс включились школы. В рамках дополнительного образования они открывают кружки, студии, на базе которых отрабатываются профессиональные навыки.
– Сохранятся ли наряду с инклюзивным такие формы обучения детей-инвалидов, как надомное и дистанционное обучение?
– Надомное обучение сохранилось, но оно возможно только по медицинским показаниям.
Дистанционное образование не только сохраняется, но и активно развивается.
Например, программа «Московская электронная школа» позволяет нам организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ, находящихся на длительном лечении или на реабилитации. Современные технологии позволяют ребенку онлайн присутствовать в классе и слышать учителя в режиме реального времени.
– По вашим прогнозам, останется ли специальное (коррекционное) образование или его окончательно вытеснит инклюзивное?
– Коррекционное образование, несомненно, сохранится.
Вопрос – или инклюзивное, или коррекционное образование – некорректен. У родителей должен быть выбор. Но, на мой взгляд, коррекционные школы рассчитаны на тех детей, которые не могут быть включены в систему инклюзивного образования. Как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями. В Москве эти учреждения были переданы в ведение соцзащиты, поскольку основное внимание там уделяется реабилитационным, медицинским мероприятиям, уходу и присмотру. Образовательная составляющая тоже есть, но она минимальна.
Но если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации. Поэтому, выбирая образовательную организацию, родитель должен думать о будущем своего ребенка, о том, что ему предстоит жить в обществе.
Инклюзивное образование обеспечивает ребенку с ОВЗ социальный лифт и неограниченные возможности для общения.
– А в чем преимущества инклюзивного образования для обычных детей?
– Для обычных детей это прежде всего нравственное воспитание.
Я наблюдала, как менялся класс, в который пришла обучаться девочка на коляске. Ребята боролись за право возить эту коляску на перемене.
Желание ребят помочь таким детям, объяснить новый материал очень велико.
И еще инклюзивное образование очень полезно для учителя, потому что оно меняет его психологию: с фронтальных методик работы он переходит на индивидуальные и учится быть внимательным к каждому ребенку.
Беседовала Ольга Дашковская
Рекомендации:
- Инклюзивное образование следует начинать с дошкольного возраста. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка.
- Родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае учителю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями.
- Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача учителя. Если учитель не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или подростка из неблагополучной семьи. Профессия учителя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития.
- Образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.
- Родителям детей с ОВЗ надо развивать их в том направлении, которое им лучше всего удается. Раннее предпрофессиональное самоопределение очень важно для таких детей, поскольку для них главное – не получить аттестат, а увидеть и понять свои жизненные перспективы. Задача педагога – сориентировать родителей на реальные, а не на вымышленные перспективы.
- Коррекционные школы в основном рассчитаны на тех детей, которые не могут быть включены в систему инклюзивного образования. Как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями.
Но если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации. Поэтому, выбирая образовательную организацию, родитель должен думать о будущем своего ребенка, о том, что ему предстоит жить в обществе.