Путешествие по стране Словообразование
Предмет: русский язык
Тема: Путешествие по стране Словобразование.
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Словообразование»; совершенствование навыков морфемного разбора.
Задачи:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание».
- усовершенствовать навыки отличия верно выполненного задания от неверно выполненного;
- закрепить навыки логического мышления, применения полученных знаний в практической деятельности;
- развивать умения планировать, анализировать, контролировать, собственную учебную деятельность;
- воспитывать самостоятельность, последовательность в действиях, умение работать в группе, оценивать свою деятельность.
- прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать части слова. Уметь находить их в слове, обозначать соответствующим значком. Знать для чего они используются в речи.
Метапредметные:
- Личностные: Устанавливать связи между целью и результатом деятельности, определять общие для всех правила поведения, определять правила работы в группах.
- Регулятивные: Определять и формулировать тему урока, становить учебную задачу, планировать свою работу с помощью учителя. Выполнять разбор слов по алгоритму, сравнивать своё задание с образцом. Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять самоконтроль.
- Познавательные: Анализировать слова с целью выделения морфем, моделировать, ориентироваться в тетради.
- Коммуникативные: Уметь достаточно полно выражать мысли и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других.
Форма организации познавательной деятельности:
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Работа в парах
- Работа в группах.
Методы работы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Технологии: технология проблемного обучения, системно-деятельностный подход.
Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете.
И Гёте.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Успехов вам и удач! Мы начинаем праздник русского языка. Садитесь.
– Ребята, сегодня мы будем выполнять различные задания, не забывая о том, что писать нужно красиво и грамотно, внимательно слушать, а самое главное помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Сегодня я предлагаю каждому из вас вырастить свой необычный цветок.
Покажите, с каким настроение вы начинаете урок.
Слайд №
Своё настроение я прошу вас выразить, раскрасив сердцевину у цветка, который лежит перед вами на столе. Раскрасьте сердцевину красным цветом, если у вас настроение отличное, желтым – хорошее, синим, если вам грустно.
– Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, предлагаю поработать так, чтобы в конце у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
II. Самоопределение к деятельности
Слайд №
Обратите внимание на доску. Если вы уберёте согласные, у которых нет пары по глухости/звонкости, то прочитаете главное слово нашего праздника. К доске пойдёт…...
– Какое слово у вас получилось?
– У нас получилось слово «состав»
Где мы можем посмотреть значение этого слова?
– Толковый словарь, интернет.
– Обратимся к первоисточникам. Найдите значение этого слова. Работаем в группах.
– Ребята, что интересного вы заметили?
– Это слово имеет несколько значений
– Какое первое значение у этого слова
Вещество из какой-либо смеси. (В состав лекарства входит йод.)
– Что означает это слово во 2 значении?
Железнодорожный состав (Подать на платформу состав).
– В 3?
Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое. (Входить в состав президиума, личный состав.)
– Четвёртая группа, что нашли вы?
Соединение всех частей в целое.
Какое из определений, на ваш взгляд, подходит больше всего к русскому языку? (последнее)
Состав чего мы можем изучать?
– На уроке русского языка мы можем изучать состав слова.
– Сформулируйте тему занятия. (Состав слова)
– Для нас это понятие новое? (нет)
– Какова цель нашего занятия? (Закрепить знания о морфемах).
– Какие задачи мы поставим перед собой и будем решать на занятии?
– Нам нужно повторить все, что мы знаем о частях слова.
– Постараемся систематизировать имеющиеся знания.
Как вы думаете для чего нужно знать состав слова?
– Состав слова может объяснить образование слов.
– Мы сможем отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
– Знание состава слова помогает нам увидеть, в какой части слова орфограмма.
– самое главное, чтобы мы были умными и грамотными.
Для этого мы отправимся в путешествие в страну, которая называется Словообразование.
Слайд №
В этой стране нам предстоит пройти немало испытаний, пробираться через леса, преодолеть горы, пройти сквозь равнину, попытаться понять замысловатый язык страны Словообразования.
III. Работа по теме занятия.
Правила поведения в походе.
Отправляясь в путешествие, нужно вспомнить традиции и обычаи этой страны, чтобы ненароком кого–нибудь не обидеть.
Приготовьте свои сигнальные карточки. Внимательно выслушав традицию или обычай поднимите карточку ДА, если вы со мной согласны, НЕТ, если вы со мной не согласны.
- Корень – это главная часть слова? __________
- Приставка стоит после корня? _____________
- Приставки пишутся со словами раздельно? ________________
- Суффиксы служат для образования новых слов? ____________
- Суффикс – это общая часть всех родственных слов? ______________
- Окончание служит для связи слов в предложении? ____________
Слайд №
А теперь не забудьте раскрасить лепесток №1 вашего необычного цветка. Критерии оценивания перед вами.
- Работа выполнена верно – лепесток красный
- Работа выполнена с 1 ошибкой – жёлтый
- В работе 2 и более ошибок – синий
Поход в страну Словообразование
– Ну вот, с обычаи и традиции данной страны мы вспомнили. Теперь нужно решить, что же мы возьмем с собой. Работать мы сегодня будем на маршрутных листах, которые помогут нам в путешествии. Запишите дату путешествия.
Я предлагаю выполнить задание №1 в ваших маршрутных листах.
Слайд №
Подготовка к походу.
– Исключите лишнее, объясните почему. Вам нужно выписать только лишние слова. Обратите внимание, это задание необходимо выполнять в паре. Приступайте к работе.
1) Вода, водитель, , подводить, уводить.
2) Верность, веревка, верный, верование.
3) Лесок, лесник, лестница, лесочек.
4) Картофель, картошечка, картофельный, карта.
– Проверим, что у вас получилось. К доске пойдёт…. Какое слово ты выписал из первого ряда? Объясните почему?
– Я выписал слово вода, потому что слова водитель, подводить, уводить – однокоренные. Во всех словах есть общая часть вод– , но они имеют разное лексическое значение.
– Во втором ряду лишнее слово веревка.
– В 3 ряду лишнее слово лестница.
– В 4 ряду лишнее слово карта
– Так что же мы возьмем с собой в поход?
– Воду, верёвку, лестницу, карту.
– Молодец! Спасибо! Садись! Ребята, мы с вами говорили, что слово состоит из отдельных частей – морфем. Но все ли части в слове равноправны? Какая часть слова самая главная?
– Корень – очень важная часть, самая значимая
– Почему именно корень считается главной частью слова?
– В корне заключено основное значение слова. Без корня нельзя составить слово.
– Выделите корень в выписанных вами словах. К доске пойдет…
– Что нужно для этого сделать?
(Один работает у доски, остальные на листах)
– Чтобы найти корень в составе слова, нужно подобрать к нему родственные слова, которые связаны с ним по смыслу и выделить в них общую часть.
– Вода, верёвка, лестница, карта.
– Подчеркните в корнях этих слов известные вам орфограммы.
– В слове вода «о» безударная гласная.
– Как проверить безударную гласную?
– Нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение (вода– воды)
– В слове верёвка подчёркиваем согласную «в» – это парная по глухости– звонкости согласная.
– Как её проверить?
– Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором после этой согласной стояла бы гласная (верёвка-верёвочка)
– В слове лестница подчеркиваем согласную «т» – это непроизносимая согласная в корне слова.
– Как её проверить?
– Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором эта согласная стоит перед гласным или непарным звонким согласным и слышалась бы отчётливо (н-р, сердце-сердечко). Лестница – это словарное слово.
– В слове карта орфограмм нет.
– Спасибо. Садись.
– Какой можно сделать вывод о правописании орфограмм в корнях родственных слов? Как пишутся корни родственных слов?
– Корни родственных слов пишутся одинаково.
– Для чего человек должен уметь находить корни в словах.
– Чтобы лучше понимать лексическое значение слова и правильно его писать.
Слайд №
Предлагаю оценить работу своей пары, раскрасив лепесток №2. Критерии оценивания на доске.
- Красный – с заданием справились
- Жёлтый – с заданием справились , но есть одна ошибка
- Синий – с заданием не справились.
Дремучий лес.
– Дети, мы начинаем своё путешествие по стране Словообразование. И первое, что нам встречается на пути это дремучий лес.
Слайд №
Для того, чтобы выйти из него нужно помочь сове, выполнить следующее задание (работа по электронному приложению)
Распределите части слова по колонкам. К доске пойдут …, …, … .
– …., дощечки с какой морфемой мы поместим на первое дерево?
– Это приставки. Из, пере, под.
– Спасибо! Садись! …., дощечки с какой морфемой мы поместим на второе дерево?
– Это корень. Ягод, год, дом.
– Молодец! Садись! …., вопрос к тебе, дощечки с какой морфемой мы поместим на третье дерево?
– Это суффикс. Ник, ищ, ёнок.
– Молодец. Спасибо.
– Дорогие ребята, мы с вами преодолели только половину пути этого необычного леса. А для того, чтобы выйти из него нам нужно выполнить еще одно задание.
Образуйте от слова бежал новые слова, добавляя данные приставки. Что у вас получилось?
-Избежал, перебежал, подбежал.
– Что мы должны помнить о написании приставок? Как приставка пишется со словом?
– Приставка – это часть слова, поэтому она пишется со словом слитно.
– Составьте из полученных слов словосочетания. И запишите их к себе в маршрутный лист. А ….. сделает это задание на доске. (обычная доска)
– Избежал наказания, перебежал через дорогу, подбежал к дому.
– У кого получились другие словосочетания?
-… выдели приставки в образованных тобой словах. Умница! Спасибо! Садись!
– Ребята, какой мы можем сделать вывод? Что такое приставка, где она стоит и для чего она нужна?
– Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и меняет значение слова, т.е. образуются новые слова.
– Как называется такой способ словообразования?
-Такой способ словообразования называется приставочный
– Ребята, наши знания о приставке помогли нам справиться с этим испытанием и мы благополучно покидаем дремучий лес.
Оцените свою работу, раскрасив лепесток №3. Слайд №
- Красный цвет – составил словосочетания самостоятельно.
- Жёлтый – при помощи товарищей.
Переход через горы, физкультминутка
Слайд №
– Посмотрите мы с вами вышли на солнечную поляну, но впереди горы страны Словообразования. В горы нужно подняться и спуститься с них. Поэтому заданий на этом участке пути у нас будет два. Первое задание мы выполним стоя.
Ребята, я буду произносить слова. Если вы считаете, что в них есть суффикс, то над головой стройте крышу из ладошек, если суффикса нет, то хлопайте в ладоши.
Лес, лесок, дом, домище, гитара, гитарист, город, городок, ушко, ухо, глаза.
– Молодцы. Садитесь. В горы мы поднялись. А теперь давайте начнем спускаться с необычных гор страны Словообразования.
– Выпишите к себе в маршрутный лист слова, в которых есть суффиксы. Выделите их.
Слайд №
– Проверим, какие слова вы выписали. Какие суффиксы выделили. (Работа на интерактивной доске).
Лесок, домище, гитарист, городок, ушко.
– Подведём итог, что такое суффикс, где он стоит и для чего нужен?
– Суффикс стоит после корня. Суффиксы могут образовывать новые слова (гитара-гитарист).
– Как называется такой способ словообразования.
– Такой способ словообразования назовется суффиксальный.
– А ещё суффиксы могут придавать словам разные смысловые оттенки.
– Например?
– Уменьшительно-ласкательные суффиксы. –оньк, -еньк – ок, -ечк. Лес-лесок.
– Ребята, суффиксальные горы мы преодолели. Что же нам помогло пройти это испытание?
– Наши знания о суффиксе.
– А ещё?
– Наша внимательность, наша сноровка.
– Молодцы!
Слайд №
Оцените себя на этом участке пути. Раскрасьте лепесток №4.
- Красный цвет – правильно и аккуратно
- Жёлтый – работа выполнена хорошо, но мог бы лучше
- Синий – неаккуратное выполнение работы, допустил больше 2 ошибок.
Переправа через реку.
Ну что двигаемся дальше?
Слайд №
Ребята, посмотрите, у нас на пути оказалась река. Как же нам быть? Моста нет. Обходить? Река очень длинная. Нужно искать брод. А помогут нам в этом Аня и Ваня. Но прежде поможем им прочитать письмо от их друга иностранца. …… читай.
Слайд №
Здравствуйте, мой российский друзья!
У нас многие школьник пользуются компьютер. Компьютер помогают нам решать арифметические задача, печатать сказка и рассказ. На компьютер можно играть в интересные игра.
А вы пользуетесь компьютер? Пишите! Буду ждать ответ!
Ваш друг Питер.
– Всё ли вам было понятно?
– Нет
– Чего не знает Питер при употреблении русских слов в предложении?
– Все слова в предложении должны быть связаны между собой.
– Какая часть слова поможет связать все слова в предложении.
– Окончание
– Где в слове нужно искать окончание?
– Окончание стоит на конце слова.
– Поможем Питеру и исправим неправильно написанные слова. Измените окончания в письме Питера. Работаем в маршрутных листах (1-2 мин).
– …., прочти, что у тебя получилось.
Слайд №
Здравствуйте, мои российские друзья!
У нас многие школьники пользуются компьютером. Компьютеры помогают нам решать арифметические задачи, печатать сказки и рассказы. На компьютере можно играть в интересные игры.
А вы пользуетесь компьютером? Пишите! Буду ждать ответа!
Ваш друг Питер.
– Что мы можем посоветовать Питеру?
– Научиться правильно писать окончания в словах.
– Выучить правила об окончаниях.
– Не только выучить, но и уметь применять на практике.
– Сделайте вывод, для чего нужно окончание?
– Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании.
(Выпишите из текста предложение, которое будет иметь следующие характеристики. По цели высказывания оно вопросительное, по интонации невосклицательное)
– Дети, мы помогли Ане и Ване прочитать письмо, дали совет Питеру. За это ребята нам показали брод. Вновь наши знания нам помогли преодолеть испытание.
Слайд №
– Оцените свою работу. Раскрасьте Лепесток №5.
- Красный – исправил все окончания в словах, правильно
- Жёлтый – допустил 2-3 ошибки
- Синий – допустил больше 4 ошибок
Возвращение.
Слайд №
– Но где бы мы не были, куда бы мы не отправлялись, все равно мы возвращаемся домой. Говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. А вот теперь чтобы вернуться домой нужно выполнить задание, которое нам приготовили жители страны Словообразование.
– Ребята, жители этой страны подарили нам цветок, чтобы мы украсили им свою полянку. Этот цветок необычный. Я предлагаю выйти по одному представителю от группы. И выбрать тот лепесток, который больше всего ему понравился. Ваша задача составить вопрос на тему «Состав слова», но так, чтобы этот вопрос начинался со слова, которое у вас на лепестке. Работаем в группах.
Первая группа ваш вопрос.
назови …известные тебе части слова.
– Ответы дают дети из других групп
объясни… что нужно сделать, чтобы найти корень слова?
"Почему… корень – это главная часть слова?
Придумай….слова с приставкой, как у слова приморский.
предложи….как можно применить знания о составе слова в жизни.
поделись… алгоритмом разбора слов по составу.
– Пожалуй, я тоже возьму лепесток. У меня написано слово ПОДЕЛИСЬ… И я хочу поделиться с вами памяткой-алгоритмом разбора слова по составу, чтобы вы никогда не забывали законы страны Словообрзования.
– Вновь знания нам помогли и мы вернулись в свой родной класс.
Слайд
– Оцените работу своей группы. Раскрасьте лепесток №6 вашего цветка.
- Красный – с заданием группа справилась
- Синий – с заданием группа не справилась
III. Рефлексия
– Ребята, а сейчас посмотрите на цветы, которые у вас получились.
– Если у вас лепестки только красного цвета – вы заработали сегодня 5 баллов.
Если в вашем цветке присутствуют красные, жёлтые лепестки вы заработали 4 балла.
Если в вашем цветке больше синих лепестков – вы получили 3 балла.
IV. Домашнее задание
– У вас на столах, лежат карточки с домашним заданием.
– Выберите карточку соответствующего уровня.
Учащиеся, которые сегодня за урок получили 5 баллов возьмите карточки 3 уровня.
– Учащиеся, получившие 4 балла возьмите карточки 2 уровня.
– Учащиеся, получившие 3 балла – карточку 1 уровня.
3 уровень. Выпиши слова в таком порядке:
а) корень, окончание
б) корень, суффикс, окончание
в) приставка, корень, суффикс, окончание
Слова: подножка, игра, сон, кленовый
2 уровень. Найдите в тексте родственные слова, подчеркните их, одно любое разберите по составу.
Мой папа любит рыбалку. Он может поймать и маленькую рыбку, и огромную рыбину.
1 уровень. Выпишите группы однокоренных слов. Докажите, что они однокоренные, лишнее слово разберите по составу.
Грач, вода, лес, грачата, лесной
V. Подведение итогов
– Ребята, чем сегодня для вас был полезен праздник?
– Сегодня на уроке я обобщил знания о составе слова
– Я узнал, что приставки и суффиксы помогают нам образовывать новые слова.
– Я понял, что без окончания не получится связанного текста.
– А что было для вас сложным?
– Что вам понравилось?
– А мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Дружно, активно, вы были организованными и рассудительными.
– Я предлагаю вам продолжить украшать нашу полянку настроения цветами.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.