Путь гения. 199 лет со дня рождения Фёдора Достоевского
Биография Достоевского — одна из самых трагичных в истории мировой литературы. Потеря близких людей, каторга, пристрастие к азартным играм, духовные поиски — все это нашло отражение на страницах его романов, которые оказали беспрецедентное влияние на весь XX век и остаются актуальными поныне.Происхождение, учение и ошеломляющий дебют
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 11 ноября 1821 года. Его отец, Михаил Достоевский, служил лекарем в московской Мариинской больнице для бедных, мать Мария Нечаева была дочерью купца.В 1837 году юного Федора Михайловича отправляют учиться в Инженерное училище в Петербург. Несмотря на интерес Достоевского к литературе, отец настоял на инженерном образовании для сына, считая, что литераторским трудом не обеспечить достойного существования. Отслужив после окончания училища около года, Достоевский уходит в отставку, решая всецело посвятить себя литературной деятельности.

К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. Достоевский также пробовал себя на поприще переводчика, его перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» был опубликован анонимно в 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон».
Параллельно Достоевский работает над романом «Бедные люди», принесшем ему беспрецедентную славу: ни один дебют в русской литературе не был настолько ярким и ошеломительным. В конце мая с рукописью ознакомились еще не известный как поэт, но уже известный как издатель Николай Некрасов и виднейший критик Виссарион Белинский. Похвалу Белинского писатель вспоминал как самое счастливое событие в жизни.
«„Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..“ <...> Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом».
Роман обрел популярность в Петербурге еще задолго до первой публикации в январе 1846 года.
Следующий текст Достоевского — повесть «Двойник» — не закрепил успех писателя и был разгромлен критиками, они были разочарованы скучным и растянутым произведением. Впоследствии Достоевский не раз переделывал повесть, сокращая ее, убирая пространные размышления и диалоги.

Достоевский провел в тюрьме восемь месяцев, пока 22 декабря заключенных не вывели на Семеновскую площадь, где им был вынесен расстрельный приговор.
В последний момент прибыл гонец с вестью о том, что расстрел заменен каторгой. Церемония инсценировки казни была частью наказания, и Достоевский провел несколько минут в полной уверенности в том, что вот-вот умрет. Этот опыт затем найдет свое отражение в романе «Идиот».

Забвение, второй дебют и «великое пятикнижие»
Находясь на каторге, а затем на службе в Семипалатинске Достоевский по сути выпал из литературной жизни на целое десятилетие. К этому времени, когда на литературную арену вышли Лев Толстой и Иван Тургенев, Достоевский оказался уже позабыт, и «Записки из мёртвого дома» — можно смело назвать вторым дебютом писателя.
В последующие годы Достоевский написал роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», оказавшую влияние своей экзистенциальной проблематикой на всю литературу модернизма, и роман «Игрок», запечатлевший опыт самого писателя, его страсть к азартной игре.
Вершиной его творчества стало «великое пятикнижие», в которое вошли романы, написанные с 1865 по 1880 годы — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Каждая из этих работ известна своей психологической глубиной, Достоевский обычно считается одним из величайших психологов в истории литературы. Эти главные произведения также известны как «романы идей», в которых рассматриваются вечные и актуальные вопросы философии и политики.
Эдуард Володин, российский учёный в области эстетики, литературоведения, методологии науки, отмечает пророческий характер позднего творчества Достоевского, например, роман «Бесы» называли не иначе как «роман-предсказание», «роман-предупреждение»:
«Трудно и благодатно постижение творческого наследия Ф. М. Достоевского, гениального писателя, и — это становится все более ясным — пророка России. Он не только проникал в суть современной ему действительности, но был способен увидеть, что прорастает из нее в будущее, какие трагедии могут произойти из случайных, второстепенных событий, иногда удостоенных всего лишь беглого взгляда участников или случайных созерцателей зарождающейся всемирно-исторической драмы».
В 1880 году Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Александру Пушкину, в частности, отметив следующее:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое... И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин... Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
В августе того же года эта речь была опубликована в философско-публицистическом журнале «Дневник писателя», который Достоевский издавал в последние годы своей жизни.
Федор Достоевский ушел из жизни спустя два месяца после издания «Братьев Карамазовых» — 28 января 1881 года.