Публичные выступления учителя: используем режиссёрские приёмы управления вниманием
Опыт внезапного дистанта заставил многих педагогов освоить базовые принципы работы в кадре и перевести традиционный формат урока в онлайн. Чем чаще вы выходите в эфир, тем быстрее понимаете, что онлайн — это визуальная культура, похожая на кино, ТВ, сериалы... Как выступать, чтобы услышать «Верю!» если не от Станиславского, то от учеников или коллег?Мультимедийный продюсер, создатель лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа» Оксана Силантьева поделилась эффективными приемами, позволяющими создать уникальный и интересный медиаконтент, а также разобрала самые частые ошибки, встречающиеся в презентациях.
Создание некого видеопродукта невозможно выстраивать по тем же правилам, какими пользовались педагоги в традиционном формате проведения урока. Нельзя перенести смысл и содержание методики, которая была придумана, разработана и адаптирована под другую площадку.
«Многие педагоги сегодня догадываются, что одной „говорящей головы“ недостаточно. Если посмотреть на онлайн- и офлайн-выступления учителя глазами сценаристов и режиссёров, то нужно в первую очередь понимать, что Вы создаете не звуковое или аудиовыступление, а полноценный визуальный продукт».
Визуальный язык
Говоря о публичных выступлениях или о вещании в прямом эфире, мы говорим о визуальном языке и о том, как мы структурируем нашу мысль для того чтобы она лучше воспринималась и запоминалась. Давайте позаимствуем приемы, правила и техники, которые позволяют создавать увлекательный медиаконтент. При этом совместим «внешнюю» часть выступления со смыслами и педагогическими целями.
«Когда вы работаете над объемной темой, проектируете большой курс или планируете свое выступление онлайн или в офлайн, то визуализация помогает упорядочивать планы и идеи. Когда вы смотрите на свой проект со стороны, то видите кластеры, логику и последовательность».
Режиссерские техники и методы в педагогике
При подготовке публичных выступлений, при проектировании медиакурсов и медиаконтента особое внимание стоит уделить драматургии и самой структуре рассказывания. Необходимо выделить главный смысл и форму повествования. Справиться с этой задачей помогает режиссерский инструмент — метод раскадровки.
В кинематографе раскадровка — это та техника, которая помогает одному или нескольким людям работать с материалом. Раскадровка должна содержать смысл и позволяет сделать вашу работу более интересной и динамичной.
Чем больше практики, тем лучше развивается навык ораторства
Когда вы выходите на сцену или онлайн-площадку со своим обращением к аудитории, то преследуете определенную цель. Если вы хотите достучаться до аудитории, пробудить в них интерес и любознательность, тогда как режиссер и сценарист задумываетесь каким способом и с какого угла выгодней преподнести свой проект, чтобы аудитория заинтересовалась темой.
«Хотите быть увлекательным и интересным? Нужно практиковаться, выступать и учиться проводить по-разному одну и ту же лекцию или занятие, понимая специфику и интересы аудитории. Учитесь подстраиваться под аудиторию».
После того, как вы определились с основной идеей, которую хотите донести аудитории, самое время подумать о формате представления информации.
«Если мы говорим о презентации, то далеко не для всего требуются картинки, также далеко не всегда требуется разговорное объяснение. Иногда необходимо применить интерактив, графики или диаграммы, а может быть даже показать короткое видео. Самое важное — это понять, какой формат уместен. Мною разработаны 92 карточки, каждая из которых — это один из мультимедийных форматов, позволяющих показать тот или иной фрагмент смысла».
Правила хорошей презентации
Шаг 1. Вычленяем основной смысл
Нужно определиться с тем, что мы будем говорить, какие факты, кейсы, примеры, объяснения, цитаты. Что самое важное? Что самое ценное? Что самое увлекательное и удивительное? На слайдах совершенно не обязательно все рассказывать или показывать. Важно понимать, что чем больше динамики в кадре, тем больше это привлечет внимание аудитории. То, что вы считаете нужным показать в динамике (это могут быть данные, цифры, рисунки, графики и т.д.), нужно записать на карточку. Одна карточка — один тезис.
Шаг 2. Раскладываем карточки по местам
Важно определиться с последовательностью повествования, выстроить скелет презентации.
Шаг 3. Разделяем речь и слайды
Базовые законы восприятия информации
1. Выводите на слайд только- ключевой тезис;
- ключевые цифры;
- ключевые зависимости.
2. Не используйте
- длинные предложения;
- сложные грамматические конструкции;
- вводные предложения.
3. Используйте способы визуального акцентирования
- на одном слайде — одна мысль, один тезис;
- шрифты без засечек;
- крупный шрифт (размер заголовка — минимум 64, размер текста — минимум 36, а лучше 48).
4. Не ставьте точки в заголовках
5. Не пишите все слово прописными буквами
6. Используйте контрастные цвета для текста
- черный на белом;
- темно-синий на белом;
- темно-зеленый на белом;
- сочно-бордовый на белом;
- пурпурный на белом.
7. Расставьте акценты. Значимое слово выделяйте только одним способом
- подчеркивание;
- курсив;
- полужирный;
- цвет.
8. Не переборщите с подложками
Если рисунок на подложке несет дополнительный смысл, тогда подложка нужна, если же нет, то ее стоит удалить.
9. Используйте иллюстрации с умом
В каждом слайде должна быть доминанта. Изображения можно вставлять на весь слайд. Лучше фотографии или авторские профессиональные рисунки. Выбирайте те картинки, которые подчеркивают смысл вашего повествования и превращают вашу мысль в некий визуальный образ.
10. Грамотно составляйте заключительный слайд
Сделайте выжимку самого главного. Это поможет слушателям задавать правильные вопросы или усвоить полученный материал лучше.
11. Перед демонстрацией презентации проверьте самое важное
- инфографику с результатами исследования;
- формулировку темы или гипотезы;
- ключевой результат.