Психологические особенности старших школьников
Говоря о старших школьниках, мы подразумеваем юношей и девушек 15-17 лет. Мы постарались осветить наиболее проблемные области, связанные с социальным и психологическим аспектами этого возраста.На эту тему написана масса статей. Прочитав любую из них, мы узнаем, что старшие школьники склонны к аналитическому восприятию действительности, что их интересы связаны с выбором жизненного пути и мировоззрения, а самооценка повышается благодаря завершению периода полового созревания и формированию внешнего облика. Огромное большинство родителей подростков этого возраста испытывает недоумение при чтении подобных текстов. «Может быть, где-то и есть такие подростки, — думают они, — но я их не встречал».
На самом деле все перечисленные характеристики возраста продолжают действовать, но жизненная ситуация, окружение и особенности воспитания современного старшеклассника очень часто маскируют или искажают их. Итак, каким же видят взрослые «среднего» подростка? Попробуем посмотреть на него сквозь призму родительского восприятия.
Старший школьник глазами взрослого
-
Он или она как будто ничего не хочет, ничем не интересуется, совсем не думает о будущем.
-
Постоянно «сидит в телефоне» — играет в игры или общается в соцсетях. Телефон как будто стал еще одной частью тела.
-
Не умеет учиться, не запоминает требуемый объем информации, не выстраивает аналитических связей между явлениями и событиями, не воспринимает учебный материал. Если трудно, бросает, не доделав. Не сформирован навык преодоления трудностей, готовности совершать усилие.
-
Проводит огромное количество времени перед зеркалом, уделяет внимание прическе, макияжу, выбору аксессуаров, разбирается в брендах одежды. Недоволен своей внешностью или чересчур зациклен на ней, иногда и то, и другое.
-
Все интересы сосредоточены на друзьях и подругах.
-
Настроение скачет, периоды спокойного и конструктивного общения сменяются истериками, хамством, хлопаньем дверьми.
-
Ни во что ни ставит родителей, говорить с ним стало сущей пыткой, потому что ты ни в чем не разбираешься и ничего не понимаешь.
-
Сколько бы ты ни просил его мыть за собой чашку, он будет оставлять ее грязной на столе и никогда не вытрет за собой крошки. Вообще привлечь подростка к участию в домашних делах — задача не для слабонервных.
-
От него пахнет сигаретами, а иногда алкоголем. Возможно, появились опасные увлечения и подозрительные знакомые.
Все перечисленное выше — классические жалобы родителей, страдающих от невозможности наладить отношения с подростком и от беспокойства за его будущее. Понятно, что не все пункты присутствуют у каждого старшего школьника. Бывают семьи, где родители сохраняют хороший контакт с подростками, а дети остаются вменяемыми и конструктивными. В этом случае проблемное поведение не будет острым, но какие-то формы протеста, скорее всего, будут присутствовать и у таких подростков. Просто они будут сглажены, или касаться не важных сторон жизни, а мелочей вроде незакрытой дверцы шкафа, или просто будут реже проявляться.
Проанализируем приведенные жалобы с точки зрения особенностей возраста и социально-психологической ситуации развития старшего школьника.

Почему он такой?
-
Отсутствие «правильных», социально одобряемых увлечений, мыслей о выборе вуза или профессии — чаще всего форма протеста против давления со стороны взрослых. «С такой подготовкой вы не сдадите ЕГЭ», — постоянно слышат дети в школе, учителя транслируют это же родителям, а перепуганные родители по вечерам накачивают своей тревогой детей. Психика просто не выдерживает всего этого, и подросток говорит себе: «Ну и черт с ним, ну и не сдам, наплевать. Раз все равно не поступлю, куда хотел, — какая разница?» На самом деле большинство подростков очень боятся выпускных экзаменов и говорят об этом с друзьями или с теми взрослыми, кому они доверяют. «Пофигизм» — естественная психологическая защита от постоянной тревоги.
-
Другая причина видимого равнодушия к собственному будущему — печальный опыт «за меня все равно все решат». Бывает, что мнения подростка никто никогда не спрашивает, потому ли, что взрослые «лучше знают», или они не особенно включаются в его судьбу. Но он знает: как-нибудь само все устроится, кто-то что-то решит в моей судьбе, а я уж подстроюсь. В этой ситуации он тянет лямку жизни, а не живет, — и не важно, «пристроят» его в МГИМО или в автослесарный колледж. И дипломатическая карьера, и работа автомеханика могла бы приносить ему радость, если бы он выбрал это сам.
-
Часто родители забывают, что подросток умеет быть упорен и последователен в достижении какой-то важной ему цели. Если он не интересуется математикой, но непрерывно совершенствуется в какой-то бессмысленной с точки зрения родителей области вроде освоения сложных трюков на велосипеде, или в футболе, или в технике рисования манго, — это хороший признак. У него есть интересы, есть энергия для того, чтобы ставить цели и добиваться их, а это не менее важно, чем математика! А кроме того, у него есть зона успешности и компетентности, где он не чувствует себя неудачником.
-
Гаджеты — актуальная проблема современности, и касается она отнюдь не только подростков. Взрослые и сами постоянно «сидят в телефоне», но почему-то ругают за это детей. А для подростков телефон — еще и способ отгородиться от назойливого внимания взрослых, хотя бы условно и ненадолго оказаться в собственном, более интересном мире, где их ценят и принимают. Для детей, долгое время находившихся в небезопасной ситуации или ощущающих свою жизнь как небезопасную, компьютерная игра становится островком мнимой стабильности.
-
Неумение учиться во многом связано с утратой актуальности существующей системы школьного обучения. Это огромная системная проблема, о которой сейчас много говорят и пишут. С одной стороны, неясен смысл заучивания фактов и формул при условии, что любая информация находится в один клик. С другой, — цифровое поколение действительно мыслит по-другому, иначе функционируют нейроны, скорость установления связей тоже другая. Например, они лучше справляются с многозадачностью, но объем долговременной памяти резко сокращен. Раньше учителя говорили: «В одно ухо влетело, в другое вылетело», — так вот и это устарело, потому что значительная часть «лишнего», по мнению мозга, материала вообще не доходит до их сознания.
-
Тема внешней привлекательности — абсолютно естественная потребность подростка старшего школьного возраста, как и повышенный интерес к общению со сверстниками. Ведущая потребность возраста у них — вовсе не учеба, а общение с друзьями и противоположным полом.
-
Перепады настроения вызваны неустойчивым гормональным фоном, а то, что он перестал слушаться и начал грубить, — часть процесса сепарации от родителей. Это естественный этап взросления, когда человек начинает «примерять» на себя роль взрослого, которому никто не указывает, что ему делать. В большинстве случаев период бурного протеста благополучно завершается, когда подросток понимает, что он уже действительно официально признан взрослым и никто не покушается на его права. Но до тех пор, пока он требует к себе взрослого отношения (понимая под этим свободу, но не ответственность), а родитель видит в нем ребенка и пытается его контролировать, — обоим приходится трудно.
-
«Неправильные», нездоровые и опасные увлечения вроде употребления различных психоактивных веществ, зацепинга или участия в уличных боях несут в себе элемент риска и окружены романтическим флером запретности. Все это — часть ритуала инициации, которая обязательно присутствовала в любой культуре и символизировала переход от детства к взрослости, становлению мужчины или женщины. Мужские инициации связаны с риском, физическими лишениями, женские обычно символически отражали таинство родов и заставляли проходить испытание болью. Как мужские, так и женские инициации часто сопровождались расширяющими сознание практиками. В современной жизни внятный ритуал инициации отсутствует как таковой. Очевидно, что ЕГЭ эту функцию выполнить не может. Поэтому подростки придумывают себе ритуалы инициации, как умеют.
-
И наконец, самое важное. Подростки старшего школьного возраста очень часто ведут себя так, как будто родители им вовсе не нужны и только мешают. Бывает, что они так и говорят, и родителям очень обидно это слышать. Бывает, что сами подростки так думают. Но дело в том, что это неправда. Родители им очень нужны, даже если они не всегда это понимают. Потому что родители — это те люди, которые останутся рядом, невзирая ни на что.