Проводим линии
Знакомство с понятиями «прямая линия», «кривая», «пересекающиеся линии», «непересекающиеся» и элементами исследовательской деятельности.
Формировать представления о прямых и кривых, пересекающихся и непересекающихся линиях.
Формировать умения распознавать линии на рисунках.
Закреплять умения рисовать кривые и прямые линии.
Способствовать формированию умения использовать чертёжный инструмент — линейку.
Закреплять представления о числовом ряде, сравнении, увеличении и уменьшении чисел.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Различение на рисунке прямых и кривых линий; пересекающихся и непересекающихся линий.
Определение количества точек пересечения линий.
Проведение прямых линий, используя линейку.
Установление соответствия между изображением линии и её названием.
Прямая линия, кривая линия, пересекающиеся линии, непересекающиеся линии, линейка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задание направлено на актуализацию понятия «прямая линия». Учащиеся рассматривают линии на рисунке и отмечают только прямые. Можно предложить назвать остальные линии — кривые. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задание способствует актуализации понятия «кривая линия» и закрепляет умение различать изображения прямых и кривых линий. Ученики распределяют прямые и кривые линии в соответствующие ячейки таблицы. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Использование понятий «прямая линия», «кривая», «пересекающиеся линии», «непересекающиеся». Учащиеся рассматривают картину Василия Кандинского, напоминающую детский рисунок. Можно спросить детей, что они видят на цветном рисунке (корабли, волны, молнии, луну), какое состояние хотел передать художник (волнение на море), какие линии использовал. Затем проводится работа с понятием «пересекающиеся линии» по вопросам задания. Ученики отвечают на вопросы по рисунку справа. Задание способствует формированию представлений о пересекающихся и непересекающихся линиях. Учащиеся выбирают изображения пересекающихся линий среди предложенных рисунков, линии на которых имеют или не имеют точки пересечения. Можно предложить на каждом рисунке определить количество линий, охарактеризовать линии (прямые или кривые) и назвать, сколько у них точек пересечений (если есть). |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Задание направлено на формирование умений определять точки, через которые проходят прямые линии, тренировку в проведении линий по линейке. Через точки 2 и 3 проходит синяя линия, через точки 1 и 3 — зелёная. Ученики определяют, сколько пересекающихся линий изображено на рисунке, и отмечают число точек пересечения. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. При введении понятия «кривая» нужно пояснить детям, что кривая — это плавная линия без изломов. Ученики отмечают среди предложенных изображений линию, которая не является кривой. Необходимо обратить внимание на то, что у этой линии есть изломы, поэтому она не относится к кривым линиям. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся устанавливают соответствие между изображением линий и их названиями (прямые и кривые). |
7 | 7. Итог урока | Ученики выбирают среди предложенных рисунков вариант, где изображены прямая и кривая линия, которые пересекаются. Они должны объяснить свой выбор: на одном рисунке прямая и кривая не пересекаются, на другом — пересекаются две прямые, на третьем — пересекаются две кривые линии. |