Программа кружка «Знай и люби свой край»
Пояснительная записка
Цель - воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к окружающей среде, человеческому обществу, природе.
Задачи:
- научиться и уметь работать с архивными документами, печатными изданиями, газетными публикациями;
- знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков;
- оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Задачи курса
Образовательные:
- научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
- вооружить учащихся глубокими знаниями по истории родного края.
Развивающие:
- развивать чувство патриотизма и ответственности за судьбу родного края;
- развивать умение самостоятельно работать с краеведческими источниками.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию моральных качеств учащихся;
- способствовать сплочению коллектива;
- способствовать формированию эстетического воспитания.
Познавательный и поисковый интерес, и как следствие этого творческая активность сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием материала, методами и приемами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних способностей человека.
Одним из источников формирования обозначенного аспекта считаю краеведение, а именно создание на его основе краеведческого кружка «Знай и люби свой край»,в котором на первое место выдвигается поисково-исследовательская работа, которая состоит из нескольких этапов, которые прослеживаются в ходе деятельности кружка:
- Выявление интересующихся предметом исследований, желающих углубленно заниматься путем диагностики (анкетирование) объединение в группы по интересам.
- Отбор содержания, определение тематики, распределение заданий с учетом мнения и интересов группы.
- Сбор информации. Групповая и коллективная работа.
- Систематизация,анализ материалов.
- Индивидуальная самообразовательная, поисковая деятельность (чтение дополнительной литературы, работа со словарями).
Формы и методы работы:
- лекции;
- конференции;
- круглые столы;
- беседы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны.
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Актуальность программы определяется тем, что у учащихся развиваются умения научно-исследовательской деятельности при изучении родного края.
Данная программа рассчитана на 34 часа, занятия проходят 1 раз в неделю, по 45 минут.
Рассматривая особенности возникновения, географическое положение,
природные условия, историю заселения Черлакского района, учащиеся закрепляют полученные знания, углубляя и расширяя их в ходе работы кружка.
Содержание каждой темы программы кружка включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
Таблица 1. Тематическое планирование кружка
№ |
Тема |
Количество часов Теорет. Практ. |
Вид занятия |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
---- |
Лекция |
2 |
Российская символика. Символика Омской области |
1 |
1 |
Лекция, практическое занятие |
3 |
Омская область на карте России |
1 |
1 |
Лекция, круглый стол |
4 |
Карта Черлакского района |
1 |
2 |
Лекция, практическое занятие |
5 |
Природные условия Омской области, Черлакского района, села Медет |
1 |
1 |
Лекция, круглый стол |
6 |
Растительный и животный мир Черлакского района, села Медет |
1 |
1 |
Конференция |
7 |
Заселение Черлакского района |
1 |
---- |
Лекция |
8 |
Национальный состав Черлакского района |
1 |
1 |
Лекция, круглый стол |
9 |
Моя родословная. Составление своей родословной |
1 |
1 |
Лекция, конференция |
10 |
Памятные места и улицы поселка Черлак, села Медет |
1 |
2 |
Конференция |
11 |
Заслуженные люди Черлакского района, села Медет |
--- |
2 |
Встречи с заслуженными людьми |
12 |
Черлакцы-Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны села Медет. Трудовой десант «Помощь ветерану» |
1 |
3 |
Экскурсия,встречи с ветераном ВОВ,оказание ему помощи |
13 |
Художники Черлакского района |
1 |
---- |
Круглый стол |
14 |
Поэты и писатели Черлакского района |
1 |
---- |
Круглый стол |
15 |
Человек-друг природы. Экологический десант «Береги природу» |
2 |
2 |
Конференция, практическое занятие |
16 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Конференция |
Итого |
34 |
|
Технологическая карта занятий кружка
п/ п |
Тема занятия |
Кол. часов |
Образовательная цель |
Формируемые знания |
Формируемые умения |
Форма работы |
Практическая и самостоятельная работа |
Методическое обеспечение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Познакомить учащихся с задачами кружка и структурой содержания кружковой работы |
|
|
Лекция |
|
|
2 |
Российская символика. Символика Омской области |
2 |
Сформировать знания учащихся о Российской символике |
Флаг и герб России, Омской области, история их формирования |
Грамотно излагать свою речь |
Лекция, практическое занятие |
Конкурс на лучший герб, флаг Черлакского района |
|
3 |
Омская область на карте России |
2 |
Закрепить умение по определению ГП территории |
ЭГХ, приграничное и соседское положение Омской области |
Ориентирование по карте, показывать границы области |
Лекция, круглый стол |
Работа с контурной картой Омской области |
Земля, на которой мы живем под ред. Русакова В.Н. Омск, 2002. Карта Омской области |
4 |
Карта Черлакского района |
3 |
Определять место района на карте области, страны. развивать пространственное воображение учащихся |
Положение района по сравнению с другими районами. Краткая характеристика соседних районов |
Ориентирование по карте |
Лекция, экспедиция, практическое занятие |
На контурной карте Черлакского района обозначить населенные пункты |
Атлас Омской области, карта Черлакского района |
5 |
Природные условия Омской области, Черлакского Района, села Медет |
2 |
Сформировать знания о природных условиях области и района. Содействовать пониманию причинно-следственных связей |
Взаимосвязь климата, рельефа и растительности |
Нахождение и характеристика природных зон области и района |
Лекция, круглый стол |
Работа с атласом Омской области. Составить кроссворд |
Атлас Омской области, карта Черлакского района |
6 |
Растительный и животный мир Черлакского района, села Медет |
2 |
Сформировать представление о животном мире района. Развивать умение работать в коллективе |
Влияние климатических условий на развитие растительного и животного мира Черлакского района |
Характеристика животных и растений района |
Конференция |
|
Карта Черлакского района |
7 |
Заселение Черлакского района |
1 |
Сформировать представление об историческом прошлом территории района. Содействовать умению работать с архивными документами |
Основные этапы заселения Черлакского района
|
Культура общения людей между собой |
|
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда |
Карта Черлакского района |
8 |
Национальный состав Черлакского района |
2 |
Познакомить учащихся с национальным составом района |
Особенности национального состава района. Характеристика национального костюма, блюда, разных наций |
Ориентирование по карте |
Лекция, круглый стол |
Презентация творческих выступлений группы, представленная разными национальностями (костюм, танец, блюдо) |
Атлас Омской области |
9 |
Моя родословная. Составление своей родословной |
2 |
Закрепить умения по составлению родословной |
Древо жизни, происхождение имен Методика составления родословной |
Навыки работы с литературой, составление своей родословной |
Лекция, конференция |
Начертить генеалогическое дерево. Защита творческого проекта |
Мы – славяне. Семенова М. Москва, 1999 |
10 |
Памятные места и улицы поселка Черлак, села Медет |
3 |
Сформировать представление о важности знания и месторасполо жения памятных мест поселка |
Расположение улиц, имена героев на карте поселка. История появления улиц, внешний вид улиц |
Давать характеристику улицам поселка |
Конференция |
Подготовить сообщения о главных улицах поселка |
|
11 |
Заслуженные люди Черлакского района, села Медет |
2 |
Сформировать навыки общения с людьми старшего возраста |
Смирнов К.К. Сысенко Б.М.- заслуженный учитель |
Культура общения с людьми старшего возраста |
Встречи с заслуженными людьми |
Помощь заслуженным людям по хозяйству |
|
12 |
Черлакцы - Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны села Медет. Трудовой десант «Помощь ветерану» |
4 |
Сформировать навыки общения с людьми старшего возраста |
Познакомить с биографией героев - земляков: Авдеев И.И. Барков Е.Ф. Василенко К.П. Хоруженко К. Оказывать шефскую помощь ветеранам войны и тыла |
Содержать в надлежащем порядке памятники, могилы ветеранов войн, оставшиеся по разным причинам без присмотра |
Экскурсия, встречи с ветеранами ВОВ, оказание им помощи |
Чаепитие с ветеранами |
|
13 |
Художники Черлакского района |
1 |
Сформировать представление о художниках района |
Познакомить с художниками Черлакского района: Веселев А.А. Веселева О.В. Дербенев В.П. |
Навык работы с периодическим изданием |
Круглый стол |
Подготовить сообщение о художнике |
|
14 |
Поэты и писатели Черлакского района |
1 |
Сформировать представление о произведениях писателей района |
Познакомить с произведениями поэтов Черлакского района Дюньдик Н.М. Колокольникова А. Ресенчук М.В. |
Навык работы с книгой, периодическим изданием |
Круглый стол |
Подготовить сообщение о поэте района |
Книги писателей и поэтов, периодические издания |
15 |
Человек – друг природы. Экологический десант «Береги природу» |
4 |
Сформировать у учащихся понимание проблемы рационального природопользования |
Влияние человека на природу, взаимодействие природы и человека. Посадка деревьев, уборка территории |
Нахождение на карте Омской области охраняемых территорий. Правильная посадка деревьев, поведение учащихся на природе |
Конференция, практическое занятие |
Выпуск газеты |
Лопата, ведро, перчатки, пакеты для мусора |
16 |
Итоговое занятие |
2 |
Способствовать развитию речи учащихся развивать умение выступать перед аудиторией. |
Прогноз, проектирование будущего развития района |
Составление прогноза на будущее слушать и правильно формулировать вопросы, красиво и логично излагать свою речь, вести дискуссию |
Конференция |
Защита проектов «Село будущего» |
Планы, диаграммы, схемы |
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать на карте Омской области:
- границы Омской области, районы входящие в состав области и пограничные области;
- границы Черлакского района и районы граничащие с ним;
- виды природных ресурсов, районы их распространения на территории Омской области, Черлакского района.
2. Определять:
- статистические показатели, необходимые для выполнения практических работ;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
- формы рельефа, основной тип растительности и почв своей местности.
3.Описывать:
- географическое положение области, района;
- маршрут по топографическому плану;
- растительный и животный мир района.
4. Объяснять:
- причины оказывающие влияние на национальный состав Черлакского района;
- особенности природы, специализации хозяйства;
- влияние человека на природу, взаимодействие природы и человека.
5. Прогнозировать: перспективы развития Черлакского района, села Медет.
Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно:
- обеспечить условия для овладения способами самостоятельной деятельности (поиск необходимой информации, создание индивидуальных проектов);
- содержание учебного материала отобрать соответственно уровню подготовки, дифференцировать формы обучения: индивидуальные, групповые, парные. Доступность содержания сочетать с научностью, современными реалиями. Практиковать дискуссии по обсуждаемым проблемам, развивать коммуникативные умения;
- подкреплять теоретическое содержание практическими работами; использовать информацию СМИ и выработать свою точку зрения на происходящие события;
- использовать разнообразные формы и методы работы (экскурсии, лекции, конференции, круглые столы);
- результаты обучения курса отразить в форме отчетов, рефератов, материалов конференций.