Программа элективного курса «Занимательная химия»

1. Описание
1.1. Пояснительная записка
Элективный курс "Занимательная химия" предназначен для учащихся, которые только начинают изучать химию. Он необходим для повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных, познавательных опытов.
Занятия элективного курса тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного курса сочетаются беседы преподавателя и выступления учащихся, проведение викторин с экскурсиями в химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента. В курсе большое место занимает демонстрация опытов с эффектными результатами выпадения окрашенных осадков, изменения цвета, образования вспышек. Учащимся такие опыты нравятся. Но основное в них не внешний эффект, а глубокое понимание учащимися происходящих химических явлений. Во многих опытах можно найти и красивое, и интересное, и обучающее. Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы переносить в новые нестандартные ситуации. Программа данного курса является авторской, государственный стандарт общего образования по данному курсу не предусмотрен.
Курс рассчитан на 34 часа обучения.
1.2. Цели и задачи
Основная цель курса - знакомство учащихся с химической наукой, формирование у учащихся химического мировоззрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- познакомить учащихся с основными химическими понятиями;
- научить наблюдать химические превращения в лаборатории и в окружающем мире;
- привить первоначальные навыки проведения простейшего химического эксперимента;
- увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки, выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания.
Основные объекты изучения:
- химические вещества;
- химические превращения.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление:
- о химии как науке;
- о месте химии среди других наук;
- об основных органических и неорганических веществах;
- о многообразии химических превращений;
- о значение химии в развитии современного общества.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- характеризовать физические и химические свойства веществ;
- наблюдать химические превращения;
- выполнять простейший химический эксперимент по получению различных веществ, определению их качественного состава и изучению свойств;
- работать с различными источниками знаний.
1.3. Принципы построения программы курса
Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков. Материал изложен в занимательной форме, с использованием большого количество фактического материала и демонстрационного химического эксперимента.
Курс имеет модульную структуру, учащиеся могут использовать различные схемы изучения материала. Различные разделы могут быть использованы преподавателями школ при проведении традиционных уроков по химии и разработке элективных курсов, а также применяться при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Учебно-тематический план
№ п./п. |
Тема и содержание занятия |
Количество часов |
Предлагаемая форма занятия |
Модуль №1: Химия – как наука. |
|||
1. |
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Введение в химпрактикум. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
2. |
Профессии, связанные со знанием химии. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. |
1 |
Экскурсия в химической лаборатории |
3. |
Правила обращения с химической посудой |
1 |
Экскурсия в химической лаборатории |
4. |
Нагревательные приборы в химической лаборатории. |
1 |
Лабораторная работа |
5. |
Изготовление простых приборов, проверка их на герметичность. Стеклянные трубки и их применение. |
1 |
Лабораторная работа |
6. |
Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. |
1 |
Лабораторная работа |
Модуль №2: Химические вещества. |
|||
7. |
Простые и сложные вещества (сера, железо, медь, оксид алюминия, уксусная кислота, сульфат меди(II), гидроксид кальция). Изучение их физических свойств. |
1 |
Лабораторная работа |
8. |
Физические явления и химические реакции вокруг нас (диффузия веществ, «золотой дождь» в воде, обесцвечивание черной краски) |
1 |
Лабораторная работа |
9. |
Условия протекания химических реакций, признаки химических процессов (огонь без спичек, вода зажигает бумагу, огненная метель, хамелеон, осадок появился - исчез - вновь появился) |
1 |
Лабораторная работа |
10. |
Смеси и растворы. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества Вода. («Ледяной узор» на стекле, буквы из кристаллов) |
1 |
Лабораторная работа |
11. |
Решение задач на растворы |
1 |
Самостоятельная работа |
Модуль №3: Химические реакции. |
|||
12. |
Типы химических реакций («сноп» искр из тигля, «золотой нож», вспышка смеси цинка и серы, получение молока) |
2 |
Лабораторная работа |
13. |
Электролитическая диссоциация (химический спектр). Сильные и слабые электролиты |
2 |
Лабораторная работа |
14. |
Индикаторы (индикаторы в химии и в жизни) Понятие РН. |
2 |
Лабораторная работа |
15. |
Модель пенного огнетушителя |
1 |
Лабораторная работа |
16. |
Как образуются осадки |
1 |
Лабораторная работа |
17. |
Оригинальное яйцо. Волшебный сад. |
1 |
Лабораторная работа |
18. |
Гидролиз солей (волшебный кувшин) |
2 |
Лабораторная работа |
19. |
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений, взаимосвязь веществ (волшебные цепочки) |
2 |
Аукцион мыслей |
Модуль №4: Химия в нашей жизни |
|||
20. |
Химия в нашем доме |
2 |
Лабораторная работа |
21. |
Химия в природе |
2 |
Лабораторная работа |
22. |
Химия в сельском хозяйстве |
2 |
Лабораторная работа |
23. |
Химические вещества в повседневной жизни человека |
2 |
Занятие-презентация |
24. |
Игра-конкурс |
2 |
Заключительное занятие |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.