Учитель технологии: профстандарт и компетенции
Мир развивается небывалыми темпами, и эксперты отмечают, что сегодня нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось десять лет назад. Перед нами большие перспективы: занятия по технологии могут не только увлечь ребят новизной инженерной мысли, но и стать точкой преобразования учебного материала из разных предметов в практические навыки. Подробнее об обязанностях и возможностях учителей технологии рассказала Вера Бармина, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО «Нижегородский Институт Развития Образования».
Строим модель профессиональных компетенций учителя технологии
Для начала дифференцируем понятия компетенция и компетентность. Первое обозначает совокупность конкретных профессиональных качеств — как правило, прописанных в регулятивных документах, без привязки к отдельно взятому человеку. Компетентность же — более субъектная вещь, характеристика человека, авторитетного в определенной области. В ФГОС по направлению «Педагогика», профессиональная компетентность педагога определяется как способность человека решать типичные профессиональные проблемы и профессиональные задачи, которые могут возникнуть в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
- Копетенция в ведении образовательного процесса
- Компетентность в организации воспитательной работы
- Компетентность в установлении контактов с родителями
- Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников
- Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ
- Компетентность во владении современными образовательными технологиями
- Компетентность профессионально-личностного совершенствования
- Креативная компетентность педагога
- Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
- Компетентность в создании предиетно-развивающей среды
- Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
- Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельноси и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
- Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе
Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
- ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897)
- Профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н)
- Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253)

Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.
Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС
Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:
- Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).
- Определение места и роли предмета в системе общего образования.
- Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.
- Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.
В новых стандартах личностные и метапредметные результаты стоят впереди, однако осваиваются они все же на основе предметного содержания. Следует отметить, что среди школьных предметов только в стандартах технологии на втором месте стоит важнейший предметный результат: «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда». Таким образом стандарт фактически ставит технологию во главу угла в направлении школьных проектов.
Примерная образовательная программа «Технология» меняет методологию и подходы к организации технологического образования в основной школе. Она включает:
- Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
- Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
- Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.
Существует три вида учебных программ — примерная из реестра, авторская от издательства и рабочая, утвержденная образовательной организацией. Практика показывает, что авторская программа учебника как раз и становится рабочей. Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько популярных курсов технологии, вошедших в Федеральный перечень: УМК Симоненко В.Д. (традиционная линия), УМК Симоненко В.Д. (универсальная линия), УМК Сасовой И.А. (метод проектов), УМК Кожиной О.А. (технология как обслуживающий труд) и УМК Казакевича В.М. (технологи как технологический труд). Недавно издательство представило долгожданные пособия по сельхоз труду, а также технологические карты на замену некоторым методическим пособиям.
Роль метапредметных компетенций учителя
Универсальные учебные действия, как известно, бывают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В рабочую программу их следует вписывать так же, как они представлены во ФГОС. Возьмем, к примеру, результат: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Соответственно, в рабочей программе должно быть представлено: «Принимать и удерживать цель...» «Формулировать цель деятельности по решению учебной проблемы, предложенной учителем...», «Формулировать цель деятельности, работая в группе...», " Формулировать цель по шаблону (алгоритму), предложенному учителем...«.
В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам. Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей. В этом случае можно отметить, что ученики будут устанавливать причинно-следственные связи (причины возникновения тех или ремесел на данной природной местности).
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся
|
Планируемые результаты (Л, М, П)
|
Вид контроля
|
Дом. зад.
|
Дата
|
№
|
5 кл.
|
Урок-экскурсия
|
ДПИ: сущность, виды, многообразие. Народные промыслы моего края...
|
Наблюдение и анализ экспонатов школьного краеведческого музея
|
П. УУД – установление причинно-следственных связей...
|
|||
№
|
8 кл.
|
Урок-дискуссия
|
Сферы и отрасли производства. Структурные подразделения предприятия. Уровни квалификации и образования
|
Исследоание деятельности предприятия. Анализ структуры предприятия
|
П. УУД – объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
|
Что касается проектного модуля, учтем два варианта подхода:
- Формирование отдельных УУД на каждом уроке параллельно с достижением предметных результатов (традиционный подход).
- Формирование системы взаимосвязанных УУД в рамках нескольких уроков, на которых осуществляется проектная (исследовательская) деятельность.
Для примера возьмем урок «Зачистка изделий из древесины», направленный на формирование и отработку умений. Школьники буду учиться выполнять зачистку поверхностей деталей из древесины. Варианты регулятивных УУД: «Ученик научится оценивать результат своей деятельности по сформулированным вместе с учителем критериям» или же «Ученик научится составлять алгоритм действий в соответствии с учебной задачей».
Так учитель постепенно передает свою метапредметную компетентность ученикам, помогая им применять в жизни новые знания. В целом можно сказать, что предмет «Технология» выходит на новый уровень, следуя небывалым темпам развития окружающей действительности. В нашей жизни происходят существенные изменениями, и они влекут за собой повышение требований к учителю практико-ориентированного направления — технологии.
#ADVERTISING_INSERT#