Профстандарт педагога: апробация, особенности и перспективы внедрения
5 марта состоялся вебинар экспертов российского образования «Профстандарт педагога: апробация, особенности и перспективы внедрения». Реформаторы рассказали о том, как устроен стандарт и ответили на вопросы учителей.
В качестве спикеров вебинара выступили Ямбург Евгений Александрович, руководитель группы разработчиков Профессионального стандарта педагога, Семенов Алексей Львович, академик РАО, Реморенко Игорь Михайлович, ректор Московского городского педагогического университета. Вопросы экспертам задавала Булин-Соколова Елена Игоревна, доктор педагогических наук.
Почему сейчас?
Евгений Ямбург начал разговор с предпосылок и контекстов разработки профстандарта: «Разработка стандарта — ответ на вызовы и угрозы, которые есть сегодня не только в России, но и во всём мире. Это понимание стратегии образования». К основным вызовам относятся:
-
генетическая усталость — преодоление естественного отбора в связи с развитием медицины
-
снижение рождаемости при повышении уровня жизни населения — дети «лишают счастья». России пока рано об этом говорить, но тенденция заметна в развитых скандинавских странах
-
рост числа детей, для которых русский язык не является родным, на котором никто не говорит дома
-
цифровое поколение детей
И всё это вместе в российских школах: нужно учить и детей с ОВЗ и СДВГ, и на коляске. А кто учил учителя работать с детьми со смешанным контингентом?
Стандарт предусматривает развитие профессиональных компетенций, которые связаны с особыми категориями учащихся. Специалисты должны разговаривать на одном языке. Медико-психолого-социальное сопровождение педагогического процесса необходимо на всех этапах обучения и развития. Нужны
-
гармонизация социальной и обучающей функции школы
-
гибкое сочетание дифференцированного обучения
-
гармонизация педагогических парадигм.
Сегодняшний учитель физики, математики, истории, должен знать дефектологию, он должен понимать дефектолога и переносить это на психологию и педагогику.
Карьера учителя
По замыслу разработчиков, профессиональный стандарт — это инструмент реализации стратегии развития образования, повышения качества образования, объективного измерения квалификации учителя, симбиоза ремесла и творчества, отбора педагогических кадров в учреждения.
Инвариант включает знание предмета и владение информационно-коммуникационной компетентностью.
Новый стандарт — трёхуровневый. Авторы предлагают педагогам горизонтальную карьеру через введение дополнительных должностей старшего и ведущего учителя.
Старший учитель — это, по сути, индивидуализатор, который умеет работать с разнородным контингентом и может показать, как это делать. Он обладает передовой педагогической практикой.
Старший учитель — это играющий тренер. В идеале его нагрузка должна быть 9 часов, чтобы он не терял навыки. А в остальном он должен учить учителей.
Сегодня это невозможно, так как по существующим нормативам, если нагрузка учителя менее 18 часов, он теряет право на пенсию и другие социальные гарантии. Этот стандарт требует не только содержательной подготовки, но и изменения нормативной базы.
Ведущий учитель обладает всеми компетенциями старшего, но он является содержательным управленцем и координатором специалистов. Ему придётся направлять работу учителя, педагога дополнительного образования, психолога, логопеда, дефектолога и осуществлять мониторинг учебных успехов детей.
Уже сегодня директор школы в соответствии с законом об образовании может вводить любые должности и прописывать функционал. Конечно, только в большой школе, где бюджет позволяет, в маленьком учреждении это сделать гораздо сложнее.
Введение профстандарта отложено до 2019 года. В течение переходного периода разработчики выявляют риски, связанные с его внедрением и анализируют рекламации, которые предъявляет профессиональное сообщество.