Статьи
Психология и педагогика
Профессиональный стандарт педагога
В начале 2019-2020 учебного года корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики» провела всероссийскую конференцию «Пути повышения качества исторического и обществоведческого образования и вектор развития профессиональных компетенций педагогов». Участники имели возможность встретиться с известными учеными на лекциях, дискуссиях и мастер-классах. Доктор наук, автор книг, общественный деятель и действующий учитель Евгений Ямбург рассказал о том, с какими вызовами сталкивается современная педагогика и как должен работать профстандарт в наших реалиях.
22 ноября 2019
Миссия образования
Не так давно в Японии, где сейчас активно развивается гуманитарная экономика, открыли главный фактор успешного развития рынка. Взаимное доверие. Вроде бы очевидно, не правда ли? С другой стороны, сложно вспомнить, когда этот фактор был для нас возможен на 100% (и речь не только о 90-х годах). Уже ясно, что в обстоятельствах обмана и недоверия рынок не спасут даже новейшие технологии. А что нужно, чтобы прийти к доверию? Ответ: наличие у всех игроков рынка определенной «скалы ценностей».Скала эта, разумеется, не берется из ниоткуда и вдруг. Она формируется, воспитывается в каждом человеке с детства. Отсюда можно сделать вывод, что педагогика важнее экономики, поскольку именно она создает мировоззрение, мотивации тех людей, которые будут частью экономики, ее движущими силами через 10, 20 лет. Нужно помнить об основной миссии образования и подстраивать систему под значимые требования, условия, перспективы. Во время своего выступления Евгений Ямбург обратил внимание на общественные вопросы, которые сложно обсуждать — но, тем не менее, их нельзя обходить стороной в педагогике.
Угрозы и вызовы современности
- Генетическая усталость (снижается процент здоровых детей).
- Глобальные демографические сдвиги (чем культурнее страна, тем ниже рождаемость).
- Нарастание межэтнической и межконфессиональной напряженности.
- Тройной кризис общества: мировоззренческий, нравственный, психологический.
Стратегия и тактика противодействия
- Ранняя комплексная диагностика и коррекция детского здоровья (желательно с 3 до 9 лет).
- Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей на всех этапах обучения и развития.
- Гармонизация социальной и обучающей функции школы.
- Гибкое сочетание дифференцированного и интегрированного обучения.
- Гармонизация педагогических парадигм.

Эмоциональный интеллект. Российская практика
Новые компетенции педагога
Разберем конкретнее. Чтобы обеспечить равные условия для получения качественного образования всеми категориями детей, современному педагогу нужно овладеть новыми профессиональными компетенциями:- Работа с одаренными учащимися (для проявления потенциала и сохранения психического равновесия им нужна всесторонняя поддержка).
- Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным (сегодня таких все больше).
- Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
- Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.
- Учителя, как правило, хотят учить способных детей. Но способные могут научиться и сами. Эффективная помощь тем детям, которым сложно — вот в чем проявляется мастерство педагога. Чтобы новые компетенции не оставались только в обсуждениях и концепциях, они должны быть включены в стандарт.
Конструктивный взгляд на профстандарт педагога
Антитеза творчеству, ограничитель свободы, инструмент тотального контроля — примерно так думают о профессиональном стандарте многие учителя. Но в любой культурной стране этот стандарт есть. Он был принят в Великобритании в 2012 году, в Австралии — в 2014-м. Он является не противопоставлением творчеству, а симбиозом творчества и ремесла, важным инструментом реализации стратегии образования и повышения качества образования.По своей структуре профстандарт должен включать знание предмета, владение новыми информационными технологиями и наличие актуальных компетентностей. Причем последний пункт — это вариативная часть. Она разрабатывается с перспективой на будущее, поскольку, разумеется, нельзя требовать от учителя тех навыков, которым его не обучали. Например, умению работать в условиях инклюзии.
Рассмотрим наглядно, как должен внедряться и действовать профстандарт педагога:

Видим, что профессиональный стандарт тесно связан с образовательными стандартами. То есть он разработан не просто для абстрактного регулирования, но для того, чтобы образование в целом вышло на новый уровень. Большая сложность состоит в том, чтобы сохранить в равновесии традиции и новаторство. И эта трудность далеко не единственная, на пути усовершенствования системы образования есть много сложностей, связанных с региональными особенностями, детскими возрастными, технологическими, бюрократическими и т.д. Как призывает Евгений Ямбург словами святого Силуана: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
#ADVERTISING_INSERT#