Профессии будущего, будущее профессий, или «Интернет вещей» в образовании. Итоги EdCrunch-2018
В первые дни октября в Москве прошла ежегодная международная конференция по технологиям в образовании EdCrunch, в которой приняли участие специалисты России, Финляндии, США, Франции, Великобритании, Австралии, Венгрии и других стран. Представители топовых организаций обсудили горячие темы в сфере обучения, в том числе и цифровое образование. На одном из выступлений директор по корпоративным вопросам сетевой академии Cisco описал введение концепции «Интернет вещей».Что ждет современных школьников?
Цифровые системы сегодня развиваются очень быстро — быстрее, чем ожидали многие педагоги. Появилась необходимость смотреть в совсем недалекое будущее и готовить к нему учеников. Будущее, в котором все будет «умным».
Интернет вещей — это концепция электронной сети, в которой предметы связаны друг с другом и с окружающим миром специальным техническим оснащением. При этом отпадает необходимость участия человека во многих действиях и операциях сети. Уже сейчас мы видим такие проявления Интернета вещей как умные дома и цифровые системы в здравоохранении. Например, недавно была изобретена цифровая таблетка, которая может информировать доктора о том, когда она была принята и как изменилось состояние больного.
«Умной» становится логистика: доводятся до автоматизации процессы оплаты товаров, ведения счетов, доставки грузов. Активно внедряется Интернет вещей в сельское хозяйство для повышения производительности (особенно на больших территориях). Мы готовили школьников к подобным преобразованиям довольно медленно, и пришло время наверстывать упущенное.
База изучения Интернета вещей
До недавних пор знания и практика, связанные с цифровыми сетями, были прерогативой узкого круга людей, имеющих соответствующее профильное образование. Сегодня начальное знакомство с Интернетом вещей постепенно входит в стандартную учебную программу.
Основы изучения Интернета вещей:
-
Введение в теорию. Ученик задается вопросами и получает на них ответы: Что это значит для меня? Как я смогу реализоваться в этом направлении?
-
Предпринимательское мышление. Школьники знакомятся не просто с технологиями, а с тем, как новые разработки соотносятся с окружающей действительностью, ежедневной реальностью, понятной им средой (например, школой).
-
Нацеленность на социальные преобразования. Ученик узнает, как он может стать агентом социальных изменений. Все больше людей интересуются цифровыми разработками не с точки зрения личного бизнеса, а в контексте изменений в социальной сфере. Обладая должными знаниями, ребенок может в будущем принять участие в решении глобальных проблем. Пример цифрового социального проекта: электронная трость для незрячих, подключенная к Google-картам и помогающая передвигаться по городу.
-
Подготовка к востребованным профессиям. Школьник узнает о новых сферах деятельности, в которых он будет сразу востребован по окончанию обучения. Различные образовательные программы, курсы помогают педагогам и детям изучить эти профессии, получить необходимые навыки. Такие учебные системы разрабатываются с учетом простой адаптации к стандартным учебным программам.
-
Обеспечение безопасности. Ученики знакомятся с принципами безопасного использования «умных» систем и хранения персональных данных.
-
Обмен опытом. Знакомство школьников с новыми профессиями, технологиями, видами деятельности происходит при участии молодых специалистов, студентов которые представляют свой опыт и, кроме того, помогают усовершенствовать новые образовательные системы.
Опыт Франции
Во Франции была проведена серьезная реформа образования, по результатам которой некоторые учебные часы, отведенные на стандартные курсы, были урезаны для введения новых программ. Так, для детей от 12 до 15 лет появился новый курс, рассчитанный на 6-8 часов в год. Он включает три концепта:
-
Сеть в доме. Контроль жилой среды через интернет. Дети развиваются не только как пользователи, но и как дизайнеры системы, что может побудить их в будущем изучать инженерию.
-
Сеть в школе. Работа Интернета вещей не только в доме, но и в организациях. Ребята знакомятся с работой цифровых систем в логистике, бухгалтерии и других сферах. Ученик получает ответ на вопрос: Как я смогу быть профессионалом в этих направлениях?
-
Интернет будущего. Ученики знакомятся с общими перспективами развития интернета и цифровых систем.
Есть и другие примеры введения Интернета вещей в образование. Например, в Великобритании правительство установило рамку — рамочные инструкции, в которых прописано, какие концепты должны появиться в школе. Менеджеры образовательных организаций в свою очередь используют эти рекомендации разными способами, привлекают образовательные компании, которые дают широкий выбор опций по внедрению курсов.
В результате изучения Интернета вещей дети получают актуальные знания о современных профессиях и становятся востребованными специалистами.
#ADVERTISING_INSERT#