Проекты на уроках физики: плюсы и минусы
Проектная деятельность, согласно новым требованиям ФГОС, является обязательным элементом учебного процесса. Преподаватель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 2009» Вадим Муранов высказывает на страницах портала «Российский учебник» свое веское мнение: почему презентация и реферат не являются проектами, что такое настоящий игровой проект и чем ценна практико-ориентированная деятельность.Проектная деятельность — спорная тема
Введение проектной деятельности как обязательной не ново. Такой метод обучения внедрялся в России еще в начале XX века. Советская власть запретила его как несовместимый с новым устройством общества, но со временем проектная деятельность была возрождена и снова заняла почетное место в образовательном процессе. Однако возможно ли ее действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики? Давайте разберемся, что такое настоящая проектная деятельность.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги.
Итак, ключевое слово – уникальный. То есть готовым проектом ученика должен стать некий продукт, не существовавший до сих пор. Многие же работы являются лишь имитацией. Например, в начальной школе создание простой поделки из шишки (причем, как правило, усилиями родителей) — навряд ли можно назвать настоящей проектной деятельностью. Так же как и создание презентации учениками постарше. Презентация — это не более чем возможная форма представления своей работы, она может быть защитой проекта, но не самим проектом.
Если говорить о семиклассниках на уроках физики, то они в редких случаях смогут осуществить настоящую проектную деятельность, поскольку этот процесс требует базовых знаний и четко спланированной структуры работы. Детей, способных на начальном этапе изучения физики сделать стоящий проект, — единицы.
Что в современной школе является настоящей проектной деятельностью, а что ее имитацией, и почему? Рассмотрим на основе спорных видов проектной деятельности, которые часто упоминаются в методической литературе.

Виды проектной деятельности
Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Исследовательская деятельность — основной метод в физике, все результаты мы получаем именно этим путем. Исследование можно провести за один урок, и эксперты рекомендуют заменять такой формой некоторые традиционные лабораторные работы. Однако исследование не может быть проектом, поскольку оно не предполагает конкретного результата и в принципе может не привести к какому-либо результату. У исследования и проекта есть много схожих черт: они требуют самостоятельной работы ученика по четкой структуре для достижения заданных целей. Но путать их не следует.
Творческие проекты. Не имеют детально проработанной структуры, развиваются по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм).
В наши дни творческим проектом называется многое из того, что раньше именовалось творческим делом, творческим заданием. Однако если любую газету, любой снятый на телефон видеофильм или другую ученическую работу называть проектом, это просто нивелирует понятие проектной деятельности. Кроме того, нельзя назвать проектом то, что не имеет регламентированных этапов работы. Как же совместить творчество и проектную деятельность в занятиях по физике? Например, можно наладить выпуск тематического журнала. Речь идет не о создании одного номера, а об организации школьного издательства с распределением ролей (редактор, корреспондент, дизайнер и т.д.), с установкой дедлайнов, с понятной схемой распространения. Также проектом может стать, например, видеозадачник, для которого ученики готовят ролики с разными сюжетами, а из них рождаются задачи.
Игровые проекты. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
Раньше такая деятельность называлась дидактической игрой. Отсутствие структуры лишает подобную работу статуса проекта. Совсем другое дело, если ученики сами создают новую игру с физическим содержанием. Это может быть настольная игра с карточками или даже компьютерная игра. Такой проект становится гордостью учеников и педагога, им с интересом пользуются дети в подрастающих классах. Разумеется, за один урок физики игру не сделать, но можно отвести один урок на презентацию проекта.
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
Реферат или доклад никак не может являться проектом, хотя в школах ими часто подменяют настоящие проекты. Реферат или доклад в лучшем случае становится результатом исследовательской деятельности. Здесь подмена понятий особенно опасна. Брать чужой текст, представлять его как собственную работу, получать награду фактически за плагиат — это фальсификация проектной деятельности. Неудивительно, что после ученик может заниматься «заимствованием» в университете, при научной деятельности.
Практико-ориентированные проекты. Четко обозначенный результат (продукт), тщательно продуманная структура и сроки выполнения каждого этапа, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Данный вид работы соответствует описанию проекта и единственный в полной мере относится к проектной деятельности. Он может подразумевать создание игры, устройства, 3D-модели и многого другого.
С конкретными темами для проектной деятельности по физике вы можете ознакомиться в учебнике «Физика. 8 класс».
Условия проектной деятельности как ведущего метода обучения
На данный момент очевидно противоречие. С одной стороны — метод проектов один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС. С другой: классно-урочная система и принцип «повтори-выучи» — единственная форма обучения в подавляющем большинстве российских школ. Не ставится под сомнение, что лучшей формой обучения физике является экспериментально-исследовательская деятельность. Но она требует:
- Отмены традиционной классно-урочной системы.
- Серьезную и длительную переподготовку действующих учителей на базе научных лабораторий и исследовательских центров, а не на фиктивных курсах.
- Полного изменения программ и методов обучения в педвузах.
- Наличия у учителя свободного времени на подготовку.
- Разнообразного современного оборудования и различных материалов.
- Значительных капиталовложений в систему образования со стороны государства.
Конечно, любая работа должна быть по силам, и обязывать ребенка выполнять настоящий проект — это не гуманно. Без соответствующих условий — тем более. Если ученик с первого класса не будет понимать, что проект — кропотливая и ответственная работа, позже он перенесет это непонимание во взрослую жизнь.
Педагог Вадим Муранов является постоянным спикером корпорации «Российский учебник». Чтобы задать ему вопрос или оспорить точку зрения в режиме реального времени, следите за расписаниями онлайн-трансляций вебинаров!