Проекты, меняющие школу. Agile-трансформация
Итак, нашей школе нужны перемены — но насколько они возможны? Реально ли коренным образом поменять подход к обучению при том объеме ресурсов, которым располагает среднестатистическая российская школа? Кандидат технических наук, лауреат премии Президента России в области образования Павел Давидович Рабинович с радостью показывает простые приемы, которые можно прямо сейчас использовать в обычной массовой российской школе далеко от Москвы, только с одним условием — видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий.Мы привыкли, что школа должна готовить ребенка к вузу — но нет, теперь она должна готовить его жить в сегодняшнем мире и быть счастливым. Для этого школа должна быть хорошей; но квалифицированные учителя, хорошее новое здание, умные дети, чуткие родители и другие привычные атрибуты «хорошей школы» — не более чем миф. Современным и мотивирующим образование делают совсем другие черты. Например — три важных установки:
-
Ребенок — не объект, а мотивированный субъект образовательного процесса;
-
Учитель — не источник знаний, а продюсер детского успеха. Не надо конкурировать с гуглом, скорее всего вы проиграете. Передавайте не информацию, а мудрость, подход к жизни;
-
Учителю нужны простые, понятные и применимые практики, новый формат мастерства.
Реализовать эти три установки школа никогда не сможет сама. Школа должна открыться, привлечь к себе культуру, науку, бизнес, другие сферы. Для ориентира можно использовать формулу К4М2: коллаборация, контент, кадры, консалтинг + методология и мероприятия.
Что мы должны знать о проектах? Проект обязан быть полезным, лучше всего — для следующих поколений учеников. Результатом проекта должен быть реальный продукт деятельности — план, идея, вещь, выращенный кролик и т.д. Цель ставим смелую, но достижиую. Все задачи проекта по сути своей метапредметные: думать, формулировать, ставить задачу, искать, оформлять и т.д.
Какие ошибки совершаются в рамках занятия проектной деятельностью в школе? Чаще всего учитель руководит проектом, выбирает тему, назначает исполнителей, дает методические рекомендации. Руководителем проекта должен быть ребенок, а проект нужно вести в соответствии с международными стандартами. И — это неправильно, когда результатом проекта становится презентация в PowerPoint.
Почему наши управленческие образовательные проекты не успевают за миром? Беда в том, что мы привыкли действовать медленно и основательно, постепенно воплощая идею в жизнь. Такой «черепаший» ход в современном мире не актуален: пока внедряем, идея уже устаревает. Есть гибкие подходы — чуть только придумали, сразу внедряем понемногу в жизнь, все происходит быстро и легко. Выход — совмещать. Проект — единственная форма деятельности, которая позволит в случае ошибки как можно быстрее проанализировать ее, провести коррекцию и продолжить движение вперед.
Где есть место проекту в школе? Если принять принятое международное определение, проект — это временное объединение людей для достижения уникального результата (хотя бы в чем-то неповторимого). Эти проекты реализуемы на уроках — в двух вариантах: либо школа полностью переходит на проектное обучение, либо в рамках стандартной программы используется проектная форма. После уроков — когда ученик что-то постигает и делает самостоятельно. Наконец, в управлении школой, в ее развитии и т.д.
Кто может этим заниматься в школе? Весь педколлектив, администрация — но этого мало. Если школа открытая, то в ней легко себе представить инженеров, представителей культуры, ТВ, медиа, науки: в общем, мы рады приветствовать всех в нашем учебном процессе.
Как ценности Agile работают в школе? Школа — это не бизнес, но принципы Agile в учебном процессе приобретают новое значение. Во-первых, ученик действует сам, а учитель поддерживает мотивацию и направляет. Во-вторых, компетенции оказываются важнее знаний. В-третьих, ценны коллаборации и сотрудничество между всеми участниками. Наконец, на выходе мы хотим получить личность, готовую к изменениям, то есть нашей целью является мега-компетенция — получения новых компетенций.
Как проводить SCRUM-уроки в школе?
Технология SCRUM активно применяется в бизнес, IT-сфере и позволяет быстро и аккуратно организовывать любой вид деятельности. В качестве владельца продукта выступает учитель, выполняют работу ученики, в команде не больше 5 человек. Как только определены цель и тема работы, заказчиком прописывается маршрутный лист, затем по строгому расписанию проводятся «спринты» — летучки, на которых исполнители оперативно отчитываются, на каком они этапе, дают прогноз, в ходе спринтов можно быстро перераспределить нагрузку и провести коррекцию, если что-то пошло не так.
В учебном процессе это выглядит примерно так: учитель выбирает из учебного плана тему, задает ее классу, помогает разбиться на группы. Ученики берут маршрутный лист и дальше работают самостоятельно: сами решают, как достичь поставленной цели, как разбить большой путь на задачи, как распределить задачи между членами команды. Маршрутный лист обязательно включает тему, цель проекта, смысловые единицы, которые должны быть освоены, требования к конечному продукту, сроки и форма приема работы. Можно указывать источники, конкретные задания и рекомендации — на усмотрение учителя. Все прописывается заранее, обычно закладываются минимальные требования, а источники ученики выбирают сами. Вместо работы над ошибками — ретроспективы: в индивидуальном порядке и очень коротко разбираем, что ученик должен сделать, чтобы в следующий раз быть еще круче?
Поначалу работать в таком режиме тяжело, но, поскольку схема стандартная, каждый последующий проект выполнять проще предыдущего. Основные преимущества SCRUM-урока таковы:
-
Дети при этом учатся сами управлять своим временем, отвечать за результат деятельности. Например, если не сделал нужную часть работы на уроке, придется делать дома.
-
Дети начинают больше и эффективнее коммуницировать. Они — команда, они созависимы и заинтересованы в том, чтобы каждый достиг успеха. Без конструктивного общения эту задачу не выполнить.
-
Учитель освобожден от неприятных организационных моментов, зато у него есть возможность на время присоединиться то к одной, то к другой команде и вместе заняться поиском решения.
-
Авторитет учителя растет. Ученики в восторге от учителя-помощника.
Технология работает практически во всех классах средней и старшей школы, независимо от предмета. Задача учителя — научиться составлять маршрутный лист, договориться о правилах и постараться не вмешиваться без надобности.
Результаты работ лучше всего оценивать на открытых мероприятиях — например, на фестивале проектов.
Кто на что способен? Мысленно поделите всех учеников класса на четыре группы по критерию, хотят ли они заниматься проектной деятельностью, и могут ли ею заниматься. Те, кто хотят и могут — это ваш главный локомотив, этим детям можно делегировать работу. Те, кто хотят, но не могут — группа с большим потенциалом, им необходимо обеспечить возможность развития. не хотят и не могут — их придется на время оставить в покое, пока они не перейдут в категорию тех, кто хочет. Наконец, те, кто могут, но не хотят — группа загадочная, требующая дополнительной мотивации. Рано или поздно они перейдут либо в активную категорию, либо в группу тех, кто не хочет и не может.
Как при этом выставлять оценки? Да, если у вас урок проектной деятельности, вы никого не вызовете к доске и не проведете самостоятельную работу на листочке. Но, во-первых, в конце проекта будет столбик оценок за контрольную работу. В процессе работы — можно проводить экспресс-тесты, а лучше — на один урок одна команда детей будет назначена дежурной, выполнит свое задание и ответы вывесит на доску. Они будут как бы защищать свою часть проекта — и за это можно легко поставить оценку.
Чем придется пожертвовать? Привычной дисциплиной в классе. Во время работы над проектом дети могут делать что угодно — устраивать кофе-брейки, стоять, лежать, скорее всего они будут активно обсуждать, разговаривать... Со временем они сами выработают такую схему поведения, при которой будут работать максимально результативно.