Проектная технология в школе: опыт учителя
Проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной педагогике. Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 16 г. Павлово Екатерина Александрова рассказала об актуальности проектной технологии, роли учителя и о современных методиках применения проектной деятельности.Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.
Что дает эта технология?
Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.
Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.
Какие бывают проекты
Проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Все эти звенья объединяются в еще одно «П» — портфолио, где собраны все материалы по проекту. Самое главное в проекте — это рефлексия. Ученик должен оценить свой труд и свою работу.
По деятельности учеников выделяют следующие типы проектов:- Практико-ориентированный
- Исследовательский
- Информационный
- Творческий
- Ролевой
- Монопроект
- Межпредметный
- Мини-проект (в течение части урока или даже перемены)
- Краткосрочный
- Недельный
- Долгосрочный (годичный)
Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности
Стратегия «Рамка» (или «Пишем статью»)
- Учитель подбирает иллюстрации по теме урока.
- Ученикам предстоит написать статью по теме, используя предложенные иллюстрации.
- Оформление и очередность расположения иллюстраций дети выбирают самостоятельно.
- Обязательное условие — все иллюстрации должны быть прокомментированы и взаимосвязаны.
Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.
Разработка буклета
Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).
Структура буклета:- Титульный лист: Проект «Идеальное утро». Автор: ученик/ца 5 А класса, год.
- Как правильно вести себя утром (правила утреннего распорядка).
- Рисунок «Идеальное утро».
- Мои ошибки.
- Советы родителей.
- Мой отзыв о проделанной работе: мне понравилось, мне показалось трудным, я советую, мне это пригодится (или нет).
- На последней странице в нижней части «Отзыв учителя».
С согласия учеников такие проекты можно публиковать в интернете, можно сделать для этого специальный сайт или группу в социальных сетях, где ученики смогут оценивать и обсуждать реализованные проекты друг друга.
РАФТ-технология
C 6 класса можно переходить к РАФТ-проектам.Что такое РАФТ-проекты?
Название приёма произошло от первых букв слов:R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)
РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.
Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. На этом этапе учащимся предстоит самостоятельно выбрать траекторию работы: роль, форму, аудиторию и тему представления продукта.
Ученики при реализации РАФТ-проектов могут записывать ролики, сюжеты, мини-фильмы — жанровая природа таких проектов не ограничена. Это может быть даже публикация исторического фотоснимка в соцсетях с подписью, историческим контекстом и актуальной геолокацией, где был сделан этот снимок.
Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.
Такие проекты подходят и для занятий по профориентации. Ученик может, например, проверить, получится ли у него быть педагогом, блогером, ведущим новостей и т.д.
Запись вебинара доступна по ссылке: https://youtu.be/wGBLIUNVo3Q