Проект "Встреча поколений"
- Обобщение и закрепление материала курса физики 7- 9 классов
- Пропедевтика курса физики в младших классах, зарождение познавательного интереса к предмету.
Заключительное занятие – встреча поколений: гимназисты 9 классов, завершающие изучение УМК Перышкина по физике, и гимназисты младших классов.
Основные цели проекта.
- Обобщение и закрепление материала курса физики 7-9класса
- Пропедевтика курса физики в младших классах, зарождение познавательного интереса к предмету.
Вначале группе гимназистов 9классов- участников межвозрастного физического клуба НИИЧАВО ( Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства), действующего в нашей гимназии уже 6лет, дается задание: в увлекательной форме рассказать младшеклассникам о том, что они узнают на уроках физики в 7-9классах. Девятиклассники выбирают форму рассказа и аудиторию самостоятельно. Им дается время на подготовку встречи поколений – 2 недели.
Обязательным условием проекта является
- освещение в рассказе всех основных тем курса физики 7-9 класса,освещенных в учебнике Перышкина А.В.: механика, электричество, теплота, оптика, электродинамика.
- подробное физическое обоснование обсуждаемых явлений
- подбор соответствующего параграфа учебника и разработка заданий для его обсуждения с младшими гимназистами.
В этом году подобная встреча поколений прошла между девятиклассниками и первоклассниками в форме ролевой игры – представления «Алиса в стране чудес». Продолжительность занятия – 80минут.
Сначала представлялось, что работа с учебником физики у таких малышей вызовет затруднения, но встреча показала необычайный интерес первоклашек в совместном со старшеклассниками поиске ответов и постановке экспериментов. Мероприятие прошло очень активно и интересно, поэтому я решила поделиться с коллегами его разработкой. Текст, задания и подбор и постановка экспериментов – все результат проектной деятельности гимназистов.
Алиса в Стране Чудес для первоклассников
Чеширский кот. Здравствуйте дети. Скажите, когда вы в последний раз встречались с чудом? А я вот прямо сейчас вижу самое настоящее чудо - одежда держится на вас. Знаете почему? А потому что сила трения. На самом деле вокруг нас гораздо больше чудес, чем вам кажется. А в какой сказке очень много того, что не может происходить? Конечно же, в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Вы хотели бы туда попасть?
Внезапно врывается Кролик, бормоча там что-то про своё опоздание.
Чеширский кот.Господин Белый Кролик! Хватит спешить! Забирает часы. Нам нужна Ваша помощь!
Кролик. Конечно, всегда рад помочь старому другу - С сарказмом, намекая на то, что Кот ему никакой не друг.
Кот. Нам нужно попасть в страну чудес
Кролик.Ах, это. Дети, знаете, как путешествуют у нас в Стране Чудес?
Опыт с паровозиком
Существует множество разновидностей электромагнитных двигателей, среди них магнитный поезд на основе униполярного двигателя отличается простотой конструкции и автономностью питания. Если пуговичные магниты прикрепить на торцах ААА батарейки и поместить это устройство внутрь медной спирали, имеющей контакт с магнитами, то «поезд» придет в движение. Магниты, батарея и медная спираль образуют электрическую цепь, генерирующую магнитное поле Движение происходит «скачками» от витка к витку Магниты должны быть расположены так, чтобы северные полюса в них были расположены по краям установки, иначе движения не будет Скорость поезда определяется взаимодействием магнитов с катушкой Движение по наклонной вверх возможно, если магнитная сила способна скомпенсировать силу тяжести и силу трения.
Кролик. Ну все, теперь я вам больше не нужен. Отдайте мне мои часы и позвольте я пойду. Я очень тороплюсь… Уходит.
Кот. Слышите эти звуки? Софи где-нибудь играет на своих бокалах. Я понял, что это. И знаю, кого мы встретим сейчас. А может быть, и не встретим. В жизни все может неожиданно случиться.
Входит гусеница с бокалом и видом глубоко погруженной в свои мысли гусеницы
Кот. Какая удача, что мы встретили Вас, господин Гусеница. Гусеница с презрением смотрит вниз на кота, говорит мгм как тппшник Кто вы такие? Варианты, варианты, варианты Неправда, вы всего лишь электромагнитные системы, каждая из которых взаимодействует с другой аналогичной системой или окружающей средой с помощью частотных колебаний разных диапазонов. Вы досаждаете мне. Собирается уходить
Кот. Ну погодите, господин Гусеница, нам очень нужен Ваш ум
Гусеница.Мой ум?
Кот. Ну, конечно!
Гусеница так и быть решает остаться. Что вам нужно?
Кот. Дети хотят увидеть чудо.
Гусеница. Чудо? Ну что ж…
Опыт с поющими бокалами от Софи
Движения пальца по краю стакана происходят не ровно, а немного прерывисто. Это заставляет сосуд вибрировать и колебаться с частотой собственных колебаний. По типу рассматриваемые колебания относятся к автоколебаниям, схожий механизм возбуждения звука и у скрипки. Основную роль в их возникновении играет сила трения: между смычком и струной, пальцем и краем бокала. В отличие от силы абсолютно сухого трения, сила трения со смазкой заметно зависит от относительной скорости, что и вызывает периодическое возвращение частиц к положению равновесия. Движения пальца всего лишь выводят стакан из равновесия и подпитывают энергией его собственные колебания, чтобы они не затухали. Бокал начинает звучать не сразу, он должен «обтереться». Тонкие бокалы дают довольно чистый звук, и на тюнере телефона практически определяются близкие гармоники, однако стоит руке сделать неверное движение, и звук становится неприятным., состоящим из множества различных частот. При совпадении частот наблюдается резонансное увеличение амплитуды колебаний , и бокал «поет» чистую ноту, соответствующую собственной частоте колебаний. Надо быть осторожным – резонанс способен и разбить бокал – такие большие амплитуды колебаний стенок он может вызвать!
Кот.Все это очень увлекательно, но меня вот замочили. Теперь придется сушиться.
Из двери выглядывает Додо. Кто-то сказал обсушиться? Это ко мне!
Кот.Замечательно, что мы встретили Додо. Она путешественница и наверняка знает много всего чудесного.
Додо.Чешир!
Кот. Прошу прощения, я Чеширский Кот!
Додо. Мокрый Чеширский кот! Когда кому-то срочно нужно высушиться, знаешь, что я ему говорю? Я ему, мол, бегай, дорогой, по кругу.
Кот.Знаешь, я как-то уже высох.
Додо. Ну и замечательно, потому что велика вероятность, что я тебя сейчас снова намочу. Смотри, какую я штуку интересную привезла! Из-за леса, из-за гор!
Опыт с жидкостями разных плотностей
В соответствии с увеличением плотности распределяются в сосуде несмешивающиеся жидкости, например, бензин, машинное масло, вода, глицерин, соевый соус, мед. Наиболее плотная жидкость тонет во всех остальных, а наименее плотная всплывает. Получается очень красивая картинка полосатого сосуда, особенно если еще и подкрасить.
Заходят и напевают себе трое: Шляпник. Мартовский заяц и Мышь Соня. Со стаканами чая.
Додо.Чай-это замечательно. Берет у них один стакан и уходит.
Кот. Ох, мои сумасшедшие друзья! Как же давно мы с вами не виделись! Заяц смеется Что новенького?
Соня. А вот бывал бы у нас почаще, - знал бы. Алиса к нам на днях приезжает.
Кот. Алиса? Надеюсь, она стала умнее с нашей прошлой встречи.
Шляпник роняет ложку.
Шляпник.Ну что ж, сегодня у нас будет чай с волосами , поздравляю вас. Между прочим, это просто ложка. Могла бы, вон, и чашка упасть.
Заяц смеется. А знаете, как приморозить кастрюлю?
Шляпник, пытаясь очистить ложку. Ну и?
Опыт с кастрюлей
Если намочить поверхность подъемного столика водой и поставить на него металлическую кастрюлю со снегом, то добавляя в снег соли и хорошенько размешивая, можно добиться таяния снега внутри кастрюли! Представляете? А если измерить температуру соленой воды, то она будет ниже нуля! Хотя при нуле градусов вода должна бы уже замерзнуть, а она тает!! Все из-за того, что она соленая, температура замерзания соленой воды ниже нуля и зависит от концентрации соли. Этим пользуются дворники зимой дорожки солью, вот лед и растает и скользким не будет. Но это еще полчуда! Посмотрите, если поднять кастрюлю, то она прихватит с собой и подъемный столик, на котором стоит! Столик приморозился к кастрюле. Это произошло потому, что при таянии соленого снега,он отнимал тепло от водной прослойки между столиком и кастрюлей. Пресная вода, отдавая тепло, при этом кристаллизовалась при достижении нуля градусов по Цельсию.
Заяц. Ну вот видите!
Заяц проливает чай в свою тарелку. Мой чай!
Кот.Спасибо, что не на меня!
Шляпник.Спокойно, сейчас я соберу чай обратно в стакан.
Соня. Невероятно!
Шляпник.Ошибаешься, моя дорогая!
Заяц.А я пока схожу выброшу снег.
Заяц уходит.
Опыт с монетой
В тарелке с водой утонула монета. Как достать ее, не намочив пальцы? Хотя уровень воды и небольшой (0,5−1 см), но без небольшой хитрости осушить тарелку вряд ли получится.
Сооружаем из пробки небольшой плот и воткните в него спички. Не надо жалеть горючего: чем больше спичек поставим, тем надежнее и зрелищнее пройдет эксперимент. Зажигаем спички. Когда все спички разгорятся, накройте плот стаканом и наблюдайте: через мгновение спички потухнут и со смачным «всхлипом» стакан стремительно вберет в себя всю воду из тарелки. Монета свободна — можете забирать.
Что же произошло в стакане?
Пять-десять горящих спичек хорошенько разогрели воздух вокруг плота. Для горения необходим кислород. Под стаканом он кончился почти мгновенно, поэтому спички быстро погасли. Разгоряченный воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объеме: ведь объем газов в очень значительной мере зависит от температуры. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место. Можно сказать и другими словами: давление в стакане упало ниже атмосферного, поэтому атмосферное давление за пределами стакана заставило воду переместиться внутрь. Приподнимите стакан хоть немного, и вода из него сразу выльется.
Шляпник.На, пей! А где заяц? Наверное, опять уснул где-нибудь по дороге.
Появляется Алиса. Все радуются.
Кот. Алиса, как ты к нам неожиданно. А мы вот тут пьем чай и разговариваем о чудесах. Но что ты можешь знать о чудесах? Ты же из реальности!
Алиса.Я много чего знаю. Вот помнишь. Соня, как мы с тобой крахмал просыпали в чай?
Соня. Помню. Или нет. А что там было?
Опыт с неньютоновской жидкостью
Крахмал и воду мы будем наводить в соотношении 1:2,5 Получим неньютоновскую жидкость - это жидкость, при течении которой её вязкость зависит от градиента скорости Вязкость неньютоновских жидкостей не постоянна, они ведут себя в одних условиях как твердые тела, а при других–как жидкости По её принципу ведут себя зыбучие пески. В конце 17 века, великий физик Ньютон, обратил внимания, что грести веслами быстро гораздо тяжелее, нежели если делать это медленно. И тогда, в ходе многочисленных исследований, он сформулировал закон, согласно которому «вязкость жидкости увеличивается пропорционально силе воздействия на неё» вязкость неньютоновских жидкостей зависит от градиента скорости, такие жидкости состоят из крупных молекул, организующихся в сложные структуры. При медленном воздействии на жидкость межмолекулярные связи непрочные, а при быстром получается подобие кристаллической решетки, т.е. жидкость ведет себя как твердое тело. Давайте нальем в миску неньютоновскую жидкость и попытаемся забить на ней гвоздь. Ого, сопротивляется! А если скатать из нее шарик, как из пластилина… Ничего себе –только остановишь руки, сразу растекается
Шляпник.Время менять место! Нам нужны новые стаканы!
Алиса.Погоди, Шляпник! Можно же просто помыть эти!
Алиса уходит.
Неловкая пауза. Появляется кролик.
Кролик.Что это вы тут делаете?
Шляпник.Да вот, крахмал переводим.
Кролик. Интересно, интересно… А я, кстати, вспомнил, Чешир, ты спрашивал про чудеса. Так я знаю одну штуку.
Кот. Я был уверен в этом. Но разве ты никуда не торопишься?
Кролик.Я так торопился, что обогнал свой график дел на день. Я свободен сейчас.
Соня.Ну, показывай уже!
Кролик.А у вас есть стакан? Соня достает рюмку
Соня.На, большой тебе жалко давать. Сломаешь еще.
Кролик.Как раз это я и собираюсь сделать. Кстати, еще мне нужно масло.
Кот.Ты же знаешь, они уже два дня, как все измазали на бутерброды.
Кролик.Нет, мне нужно растительное.
Шляпник.А! А растительное мы храним под столом.
Опыт с маслом
Берем стеклянный стакан, опускает его в прозрачную желтоватую жидкость — и стакан исчезает, будто его и не было! Это очень простой и эффектный эксперимент, который может проделать любой и на время превратиться в волшебника. Никакой ловкости рук — только физика. Дело в том, что через воздух и стекло свет проходит с разной скоростью. Поэтому, попадая из одной среды в другую, он не продолжает движение в том же направлении, а преломляется на границе раздела. По сути, мы не видим прозрачные объекты, но зато видим световые искажения и блики на их поверхности. Иначе говоря, мы видим границу двух невидимых сред, а не сами вещества. А теперь представьте, что скорость света в обеих средах одинакова. Т.е. показатели преломления стекла и масла очень близки друг другу – 1,47 Желательно использовать особое Боросиликатное стекло отличается от кварцевого тем, что щелочные компоненты в нем заменены на окись бора B2O3. Граница становится невидимой, и физика превращается в магию.
Соня.Рюмку разбил, все в масле извозил. Теперь тут и чай противно пить.
Кролик внезапно что-то вспоминает.
Кролик.Я совсем забыл, я же опаздываю! Сейчас сюда приедет Червонная королева!
Все делают вид, что пугаются Червонной королевы и убегают. В двери появляется Алиса, говорит, что помыла посуду. Алиса не в курсе, что происходит, поэтому на всякий случай прячется к коту.
Кролик.Её величество Червонная Королева!
Появляется королева. Кот и Алиса кланяются. С королевой карта. Карта, бедная, вся уже дерганая и нервная.
Королева.Чем это вы тут занимаетесь?
Кот. Здравствуйте, Королева. Мы показываем этим замечательным детям нашу страну и всякие чудеса.
Королева.Чудеса я тоже умею делать. Не так ли, Карта? Карта кивает много раз. Объяви!
Кролик.Чудо от Её Величества Червонной Королевы!
Опыт с гильзой
Удивительное поведение металлической гильзы между шариками электрофорной машины можно объяснить действием электрического поля на свободные электроны фольги, которые перемещаются на сторону гильзы, находящуюся ближе к положительно заряженному шарику. Гильза притягивается к нему, отдает часть свободных электронов и становится положительной. Теперь она отталкивается от одноименно заряженного шарика и притягивается к отрицательному. Касается отрицательного,забирает от него часть электроноячв, заряжается отрицательно и снова устремляется к положительному. Этот «танец» может повторяться до тех пор пока на шариках есть заряд.
Королева, закончившая опыт Карта, убери тут все. Скучно мне. Мне скучно!
Кот.Ваше величество, мы можем устроить турнир!
Королева. Точно, турнир! Турнир по перетягиванию Лукашиков!
Кролик. Внесите Лукашики!
Перетягивание Лукашиков
Возьмите две книги одинакового размера в бумажном переплете и, расправив страницы, вдвиньте одну книгу в другую. Попытайтесь раздвинуть их.
Чтобы справиться нужно определить границы возможности разделения книг. Чем сильнее мы их раздвигаем, тем сильнее прижимаем страницы книг друг к другу, а следовательно, тем больше становится сила трения, прямопропоциональная силе, прижимающей тело к поверхности. Вот и становится невозможно практически их разъединить. Правда, у нас получилось обхитрить трение, если тянуть за нити, проложенные через переплеты книг.
Кот.Похоже, победила сила трения.
Кот.Надеюсь. Вы поняли, что чудеса встречаются не только в сказках. Их можно найти вокруг нас. Ведь природа - самая лучшая волшебница из всех нас. Даже лучше меня! Давайте творить чудеса своими руками. Предлагаю вам разделиться на группы в соответствии с тем чудесным экспериментом, какой вас больше заинтересовал, и под чутким руководством жителей моей страны чудес ознакомиться с волшебными книгами, которые помогут раскрыть тайны причин его протекания и попробовать совершить чудо своими руками.
Кролик.Самые умные и умелые получат подарки от его величества! (подарками служили детские игрушки, имеющие физический принцип работы)
Вопросы по учебнику к опытам
Опыт с паровозиком
Учебник 8 класса, параграф «Постоянные магниты»:
- Какие полюса есть у магнитов? Как они взаимодействуют?
- Проверить на опыте правила взаимодействия магнитов.
- От чего зависит сила взаимодействия магнитов?
Основной вопрос: Почему поезд движется?
Опыт с поющими бокалами
Учебник 9 класса, параграф «Вынужденные колебания»
- Почему бокал совершает вынужденные колебания?
- Какие признаки резонанса проявляются при звучании бокала?
- Условия проявления резонанса? Что нужно делать чтобы зазвучал бокал?
Опыт с жидкостями разных плотностей
Учебник 7 класса, параграф «Плавание тел»:
- При каких условиях тело плавает? Тонет? Всплывает?
- Какая жидкость утонула во всех других? А какая всплыла?
- А где это применяется?
Опыт с маслом
Учебник 8 класса, параграф «Преломление света»:
- Какие явления происходят на границе двух сред?
- Проверить на опыте. Почему мы видим предметы?
- Почему меняется ход луча в другой среде?
- Почему исчезает бокал?
Опыт с кастрюлей
Учебник 8 класса, параграф «Плавление»:
- Условия протекания плавления
- Температура плавления и отвердевания воды
- Почему снег в кастрюле тает при меньшей температуре?
- Почему примерз столик к кастрюле?
Опыт с неньютоновской жидкостью
Учебник 7 класса, параграф «Агрегатные состояния вещества»:
- Свойства жидкости,
- Свойства твердых тел
- Какие свойства неньютоновой жидкости напоминают твердое тело, какие жидкость?
- Каково условие перехода от одних свойств к другим?
Опыт с монетой
Учебник 7 класса, параграф «Атмосферное давление»:
- Что такое атмосферное давление?
- Какова величина атмосферного давления?
- От чего зависит давление газа?
- Почему жидкость поднимается в стакан?
Опыт с гильзой
Учебник 8 класса, параграф «Объяснение электрических явлений»:
- Чем отличаются проводники от диэлектриков?
- Какие частицы переносят электрический заряд в металлах?
- Как взаимодействуют электрические заряды?
- Почему гильза колеблется?
Перетягивание Лукашиков
Учебник 7класса, параграф «Сила трения»:
- Причины возникновения силы трения?
- От чего зависит сила трения?
- Что такое трение покоя?
- Почему трудно разделить задачники?
Ребята рассаживаются на группы, вопросы написаны на листочках, младшие школьники читают сами или следят за чтением старшеклассников параграф в учебнике, обсуждают ответы на вопросы со старшеклассниками, ставят эксперимент. Через 15-20 мин в группе выделяется лидер, который может сам поставить эксперимент и объяснить его Королеве или Коту. Затем подводятся итоги – свеобразная рефлексия – у кого и что удалось или наоборот не получилось. И вручаются призы.
Анализ
Мероприятие способствует развитию познавательного интереса к изучению физики для обеих возрастных категорий. Девятиклассникам подобное повторение и обобщение материала способствует упрочнению и расширению знаний. Подготовительные этапы проекта направлены на формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Непосредственно при проведении встречи поколений развиваются все метапредметные УУД, межвозрастное общение способствует формированию также нравственных качеств. Встреча вызвала неподдельный интерес первоклассников, что принесло удовлетворение результатами своей деятельности девятиклассникам.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.