Проект урока истоки в 3 классе Тема: «Милосердие»
Цель: создать благоприятные условия для конкретизации и глубокого осознания и прочувствования духовно-нравственного качества – милосердия;
Задачи:
- Активизировать жизненный опыт детей в применении щедрости, милости, сострадания;
- Способствовать воспитанию потребность делать добро, сострадать;
- Развивать познавательный интерес.
Ресурсы: учебник «Истоки» – 3 класс, рабочая тетрадь «Истоки» для 3 класса, ВИДЕО "Притча о морских звездах", фильм «Рождественская девочка», карточки.
Формы организации деятельности детей: учебный диалог, активные формы обучения: работа в группе и в паре.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
УУД |
|||||||||||||||||||
Организационный момент |
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг другу в глаза, поприветствуйте, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! |
|
Личностные: |
|||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
– Какую тему в четверти вы изучаете? – Какую тему вы изучали на прошлом уроке? |
Любовь. Единство. |
|
|||||||||||||||||||
Целеполагание |
– «Притча о милосердии» (Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил он мальчика, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить? Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал: — Да, я могу изменить очень много... для этой звезды! Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах. |
Учащиеся слушают притчу о милосердии |
Регулятивные: |
|||||||||||||||||||
Беседа – Что делал мальчик? – Почему проходящий человек его не понял? – Что может изменить мальчик для звезды? – Над чем бы вы задумались? – Что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»? – Какая тема нашего урока? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные: |
||||||||||||||||||||
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из важных человеческих качеств – милосердии. (Вывесить на доску карточку с этим словом). – Как вы думайте какая будет цель урока? Цель: выяснить, что такое милосердие и как оно проявляется в жизни? Что нам предстоит сделать на уроке? План: 1.Что такое милосердие? 2.Милосердие в жизни 3.Каких людей называют милосердными? |
Дети дают предполагаемые ответы |
Регулятивные: |
||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний |
– А как вы понимаете слово «милосердие»? – От каких слов оно образовалось? – Вы видите, что в этом слове слились воедино два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идёт от сердца. Посмотрите фильм «Рождественская девочка» и подумайте над ответами следующих вопросов: Кто в этом фильме милосерден? Что он сделал? Как проявилось милосердие в фильме? Почему девочка милосердна? Кто оказался бессердечным в фильме? Почему девочка покормила собаку? Во время беседы на доске появляются карточки:
Во все времена есть люди сострадательные. Они своим примером показывают милосердие в деле. Обратимся к опыту нашей истории. В этом нам поможет учебник. Откройте учебник «Истоки» на стр.80 «Это поучительно». – Благодаря каким добрым делам вошли богатые сострадательные люди в историю? – Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева? (Дал денег на строительство ремесленной школы)– Вдумайтесь в смысл слова «богадельни». Что такое богадельни? – Как поступали сострадательные люди, если у них не было большого богатства? – Где были созданы первые богадельни? – Имена и дела милосердных людей с благодарностью помнят в каждом городе, в каждом посёлке. – Расспросите своих дедушек, бабушек, мам и пап о милосердных людях и их делах и на следующем уроке поделитесь с нами своими сообщениями. – Как именовались добрые дела? – Как ещё было принято на Руси называть милосердие? – Как называют людей, которые занимаются благотворительностью? – Кто такие благотворители? – История Белого цветка в России.
Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья Николая II вместе со своими обязательными церемониями, балами, катаниями на яхтах и модных авто, привнесла и обычай совсем иного рода — благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных. Начиная с 1911 года «Дни цветков» проходят по всей Российской империи благодаря поддержке императора. С 2005года «Белый цветок» вновь вернулся в крупные города Русского мира. Как и 100 лет назад, на украшенных к этому дню улицах волонтёры призывают участвовать в делах милосердия и собирают пожертвования, а взамен дарят сделанные своими руками цветочки. На открытой сцене выступают известные музыкальные коллективы. Выстраиваются ярмарочные ряды, как и при императрице, украшенные белоснежной тканью и цветами.
Собранными на Белом цветке средствами были отправлены на приобретении дорогостоящих медикаментов, на оплату операций. Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие, немощные люди, у которых не осталось близких людей. За ними некому ухаживать. А ведь бывает и так: взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Они забыли свой долг перед родителями, они совершили самое тяжёлое предательство в жизни. Время идёт очень быстро. Скоро вы тоже станете взрослыми и сильными, а ваши родители– слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям. Уважайте их старость! – Что называют милостыней? Во время беседы на доске появляются карточки:
|
Этимологический словарь: Милосердие – слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость". – Милосердие – милое сердце Милосердная девочка и продавец. Принес вещи и не взял куклу. Потому что она добрая. Продавец с бубликами Потому что собака голодная
Учащиеся читают выборочно текст учебника, отвечая на вопросы. – Строили на свои деньги больницы, бесплатные столовые, создавали дома для одиноких престарелых людей – богадельни. – Старались помочь ближнему небольшой суммой – милостыней, накормить, помочь делом. – В православных монастырях – Благом – Благотворительность. – Благотворителями Заранее подготовленные ученики рассказывают историю Белого цветка в России |
Познавательные: логические: |
|||||||||||||||||||
Физминутка |
Будьте внимательны! Выбери дела милосердные:
|
Если называют милосердное дело, то встают из – за парты. Если нет – сидят спокойно. |
|
|||||||||||||||||||
Активное занятие |
Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам). Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Сюжеты в приложение к уроку |
Дети выполняют задание в группах. |
Коммуникативные:
|
|||||||||||||||||||
Рефлексия |
-Можно ли научиться милосердию? -Какими словами расскажете о милосердном человеке? – Легко ли быть милосердным? Почему? – Надо ли учиться милосердию? Зачем? – Как стать милосердным? – Чем можно вылечить злость, обиду? – Какую профессию ты считаешь милосердной? Почему?
– Милосердие в моем понимании – |
Можно. Трудно. Легче ответить обидой на обиду. Надо помогать людям. Добротой, сердечностью, вниманием, чуткостью, любовью. Рассмотреть ил. сестер милосердия.
Помощь людям в этих профессиях. |
|
|||||||||||||||||||
Вывод |
– Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо. И заканчивая сегодня наш урок я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на голубка и подумайте – «А стоит ли?» Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.
|
|
|
|||||||||||||||||||
Домашнее задание. |
1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.
2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов
Выслушать – закричать 3. Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке: Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый. 4. Составьте синквейн по теме урока со словом БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. |
|
|
|||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Заметка из газеты. Одна женщина – замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы. Как можно охарактеризовать поступок женщины? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Персики. (Ушинский К. Д.) Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один – продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал. Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком. Чей поступок был признан лучшим и почему? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Два путешественника. (Ушинский К.Д.) Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом. Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?
|
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Орёл. (Л. Н. Толстой) Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма. Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Котята. (А. Щелыгин).
Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят: Почему родители решили оставить котят? |
||||||||||||||||||||||
Задание – прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет? Сестра милосердия. (Камкин А. В.) Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить – это были смертельно раненные. Почти все были без сознания. И вдруг послышался слабый голос: «Где я? Все ушли… Все бросили…» – это на короткое время пришёл в сознание один умирающий. К нему бросилась девушка в белой косынке с красным крестом – сестра милосердия. «Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт – не дождётся. Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах. Помогла ли сестра милосердия умирающему? |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.