Проект и исследования на уроке русского языка: различия и методика организации
Тема школьных проектов и исследований сегодня на пике популярности, она присутствует и в экспертных рекомендациях, и в государственных стандартах. Но что же собой представляют проекты и исследования на уроке русского языка? — об этом говорится мало. Принципы организации проектной и исследовательской деятельности обозначил ведущий методист и постоянный спикер корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов.В чем разница между проектом и исследованием?
В официальных документах часто встречаются понятия «проект», «исследование», «исследовательский проект». Но что значат эти термины?
Проект — это производство некоего продукта. Создание новых объектов и явлений, которых еще не существует, или модернизация уже известных объектов. Проектная деятельность предполагает наличие замысла и его реализацию. Перед учеником могут быть поставлены такие цели как «создать», «сконструировать», «достичь».
Исследование — это процесс получения знаний об окружающем мире и его конкретных явлениях. Результат исследования заранее неизвестен, он может быть отрицательным или не обладать практичной значимостью. Цели для ученика: «определить», «изучить», «получить данные».
Представленные формы работы часто совмещают. Например, можно спроектировать исследовательскую деятельность или провести исследование на одном из этапов создания проекта.
Проектная и исследовательская компетентности
Мы много слышим не только о проектах и исследованиях, но также о компетенциях и компетентностях. Компетенция предусматривает умение решать поставленные задачи по определенному алгоритму, причем это умение доводится до автоматизма. Компетентность — широкая осведомленность в определенном вопросе. Исследование и проектная деятельность — это сфера именно компетентностей (очевидно, что здесь требуется не просто работа по алгоритму). Например, исследовательская компетентность включает наличие знаний, исследовательские навыки и опыт исследовательской деятельности. В процессе работы школьник раскрывает свой потенциал, глубже изучает предмет и при этом осваивает мастерство, которое наверняка пригодится ему в будущей работе.
Но откуда школьнику получить необходимые навыки, опыт и знания? Наша тема держится на трех столпах: ученик, учитель и учебник. Ученик и учитель оба должны быть исследователями, дополнять друг друга. Взаимодействие выстраивается на уровне субъект-субъектных отношений, при этом во главе находится заинтересованность и инициативность ученика. Дополнением тандема является учебник, он представляет авторскую концепцию предметного вопроса, дает актуальную адаптированную информацию, возможные схемы работы и готовые темы.
Как проекты и исследования представлены в учебниках по русскому языку
Темы проектов и исследований
Примеры из УМК «Русский язык» под ред. А.Д. Шмелева (комплект включает брошюру с проектными заданиями):
5-6 классы
- История письменности
- Веселая лингвистика в рисунках
- Мой словарик ошибок
7 класс
- Конкурс презентаций (таблиц) по грамматическим темам
- Современные номинации в нашем регионе: истории возникновения
- Народная этимология
- Правила пользования мобильным телефоном в общественных местах
- Диктанты «На засыпку»
- Слова — символы в культурах народов России
- Междометия для выражения эмоций, команд, приказов
- Невербальные средства общения и их основные характеристики
- Рисуем фразеологизмы
9 класс
- Сборник языковедческих задач
- Полезные советы по написанию сочинения
- Кроссворды по русскому языку
- Задания с крылатыми выражениями
- Речевые ошибки ведущих теле- и радиоканалов
- Тенденции изменения русского языка в XXI веке
- Мимика и жесты в разных культурах
- Язык рекламы
- Частотность употребления слов (тематических групп)
Материалы и идеи для проектов
Пример задания из УМК «Русский язык» 8 класс под ред. М.М. Разумовской, рубрика «Учимся создавать рассуждение — доказательство»:
Перед вами материалы к рассуждению на тему «Нужно ли в наши дни читать книги?»... Прочитайте эти материалы; если вы согласны с высказанным тезисом, добавьте свои аргументы...; если же вы придерживаетесь другого мнения, приведите свои доказательства + (оформите это в виде журнальной статьи, очерка, материала для дискуссии, создайте модель дискуссии).
Пример задания из УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык» 10-11 классы, углубленный уровень:
Прочитайте памятку Д.С.Лихачева «Будьте осторожны со словами». Согласны ли вы с тезисами? Какое положение вам кажется наиболее удачным? Почему? Составьте тезисы к параграфу 31. Используйте советы Д.С.Лихачева при составлении тезисов.
Матрицы проекта и исследования
В процессе работы можно использовать матрицы, которые учитель или ученик заполняют по мере продвижения. Представляем примеры таких матриц.
Матрица проекта
Этап |
Содержание |
---|---|
выделить нерешенную проблему, актуализировать недостающие знания |
|
определить цели и задачи проекта |
|
спланировать выполнение |
|
выполнить промежуточные этапы |
|
обсудить и проанализировать результаты |
|
сделать окончательные выводы |
|
создать модель, провести презентацию, найти практическое применение |
|
Матрица исследования
Этап |
Содержание |
---|---|
выделить проблему |
|
определить объект и предмет исследования |
|
сформулировать тему исследования |
|
сформулировать цели и задачи исследования |
|
сформулировать гипотезу |
|
определить методы исследования |
|
составить план проведения исследования |
|
подобрать источники информации для темы |
|
предлагать идеи, пути решения проблем |
|
предполагать причины явлений и процессов |
|
анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы |
|
соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами |
|
Как оценивать ученический проект или исследование
Одно из обязательных условий успешной проектной и исследовательской деятельности в школе — это прозрачная понятна система оценивания. Департамент образования Москвы в 2003 году представил следующие рекомендации:
Критерии оценивания проекта
- степень самостоятельности,
- количество использованной новой информации,
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта,
- степень осмысления использованной информации,
- уровень сложности и владения новыми методиками,
- оригинальность идеи и способа решения,
- уровень организации и проведения презентации: наглядность, защита, тайминг,
- владение рефлексией — социальное и прикладное значение полученных результатов.
Обратите внимание на тайминг: умение провести презентацию в обозначенном промежутке времени — это не только показатель организованности, но и правило хорошего тона. Кроме того следует уделить внимание такой теме как плагиат — школьники должны учиться делать сноски и не присваивать себе чужой труд.
В ходе исследовательского обучения участники образовательного процесса овладевают основами академической культуры, совершенствуют свои навыки, получают новые знания. Информация и способы работы с данными стремительно меняются, и ученику (как и учителю) важно знать принципы работы с ними, а также предлагать миру что-то новое от себя.
#ADVERTISING_INSERT#