Проектная деятельность в начальной школе: технология
Школьные проекты по содержанию обычно соотнесены с изучаемыми предметами, но именно Технология дает грамотное представление о дидактической сути, смысле и структуре проектной деятельности. Полезно всем!Практика показывает, что «проект», «творческое задание», «школьный проект» — это понятия, которые различаются не всеми. Дадим пояснения.
Работа по образцу — повторение, воспроизведение чужой работы, копирование с соблюдением всех параметров.
Работа с добавлением в образец своего (внесение субъективных изменений/улучшений) — это уже элемент творчества. Особенно если речь идет о способе работы.
Высшая степень творчества — проект, то есть создание уникального продукта или услуги.
Проект, во-первых, ограничен в сроках создания, во-вторых, порождает уникальный результат — «что-то для кого-то». Проект имеет четко определенную цель, в отличие от игры, цель которой удовольствие, и в отличие от текущей работы по обучению, где дети тоже что-то выполнили, но это касается только учителя. Главное — проект продвигает знания и умения ученика, работающего самостоятельно.
Мы выделяем это слово неспроста, ведь одна из главных ошибок учителей — препоручение проектной деятельности родителям, а то и выполнение детского проекта самим учителем. «Думай сам, ищи решения» — это должно касаться ребенка, а не взрослого.
В связи с этим начинать проекты раньше времени — неразумно. Дошкольный возраст и возраст первого-второго классов — не время для проектов, ведь возрастные особенности и характер мышления детей еще не соответствуют целям и задачам проектной деятельности в ее истинном смысле. Преждевременное внедрение проектной деятельности приводит к искажению метода.
Поэтому в начальной школе проект — это групповая или парная работа под руководством учителя (индивидуальная — только с 12 лет, кроме создания подарков, конечно). Любой проект связан поиском технологического решения, дизайна и созданием предполагаемого продукта, поэтому в начальной школе — только первые навыки самостоятельности, т.е. творческая работа с внесением своих решений. Главная задача педагога — помочь освоить доступные возрасту приемы внутренней познавательной (интеллектуальной) деятельности;
Пропедевтика проектной деятельности
«Результат проекта не будет убогим, если дети с 1 класса приучались к поиску творческих решений в повседневной практике обучения, к самостоятельному открытию нового», — считает Елена Андреевна Лутцева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ АПКиППРО, автор линии УМК Технология (1-4).
В данном курсе технологии представлены удачные задания на пробную поисковую деятельность, практическое исследование объекта, на перенос известного в новую ситуацию, анализ источников, а также демонстрации конструкции в разборе. Конкретно по классам, подробно и с разбором заданий.
Автор УМК считает, что учителю должно быть в удовольствие слышать неожиданные предложения детей и обсуждать их. И вот эти знания, умения, навыки, приобретенные в рамках курса, обязательно «сработают» при создании настоящих проектов. Проект младшего школьника тоже должен быть настоящим.
В нем должны соблюдаться 3 этапа:
- разработка (исследовательский этап): отвечает на вопросы — что будет? для чего, кому это нужно, как и кто будет делать?
- воплощение замысла (выполнение проекта): это момент решения проблем, когда поиск учеников идет интенсивно, учителю надо быть внимательным и готовым подсказать вариант;
- защита проекта: что в итоге решили сделать, для чего это было сделано, как работали, что получилось, а что нет?
Наглядность и целостность — ведущие дидактические принципы обучения детей младшего школьного возраста. Поэтому педагогу важно создавать ментальные карты, то есть схемы, которые наглядно представляют деятельность в целостности.
В методических пособиях линии УМК Технология (1-4) Е.А. Лутцевой, входящей в состав системы «Начальная школа XXI века», приведены примеры проектов для 3 и для 4 класса, объяснено, как лучше организовать такие обучающие проекты. Хотя линейный пошаговый алгоритм дан в рабочей тетради, вплоть до плана зашиты проекта.
Например, показано как образовывать группы: лучше делить по способностям, чтобы лидеры не подминали тех, кто потише-послабее. В ровной группе участие каждого будет проявлено лучше. Что касается оценки выполнения проекта, то она свободная: жюри, газета/плакат, взаимооценка… но качество результата оценивать обязательно. Одобрять самостоятельность — первое дело в оценке.
Итак, учить проектной деятельности следует на уроке и во внеурочное время в школе, участники — учитель и ученики. Взрослые не заменяют участников. Ученики — исполнители проекта, а за учителем — идеи проектов, рекомендации, консультация, организация, помощь по потребности ребенка, итоговое оформление проекта.
Подведем итог. Проект в начальной школе — коллективная творческая деятельность под началом педагога.
Записала Людмила Кожурина
Материал подготовлен на основе вебинара «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе. Организация проектной деятельности на уроках технологии». Смотреть запись вебинара
В статье использованы материалы lecta.rosuchebnik.ru
В программе курса Технология (1-4) Е. А. Лутцевой заложена интерактивная методика, нацеленная на формирование познавательной самостоятельности школьников, умений решать различные теоретические и прикладные задачи, преобразовывать окружающий мир. Материал учебников интегрирован с другими предметами, изучаемыми в начальной школе, помогает младшеклассникам проявить свои творческие способности, приобрести навыки самооценки и самоанализа. На уроках дети узнают о значении труда, о мире профессий и важности правильного выбора специальности, овладеют приемами работы с различными материалами и усвоят основные правила техники безопасности, научатся выполнять индивидуальные и групповые проекты, работать и источниками информации.