Прибавляем и вычитаем по одному
Формирование умений увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 1 с опорой на последовательность чисел в числовом ряду.
Формировать умение увеличивать и уменьшать двузначные числа на 1 с опорой на числовой ряд.
Формировать умение восстанавливать равенства: подбирать пропущенное слагаемое, знак арифметического действия.
Закреплять умение называть следующее и предыдущее двузначное число при счёте.
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Закреплять умение выполнять сравнение чисел с опорой на числовой луч и делать записи с помощью знаков неравенства.
Закреплять умение называть и записывать двузначные числа.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 20, используя изученные приёмы вычислений.
Закреплять умение различать десятки и единицы в записи двузначных чисел.
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Прибавление и вычитание числа 1
восстановление в равенствах пропущенное слагаемое или знак арифметического действия
запись однозначных и двузначных чисел цифрами
определение места числа в числовом ряду
сравнение двузначных чисел
сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Двузначные числа: названия, запись, десятичный состав, место в числовом ряду, следующее число, предыдущее число, прибавление числа 1, вычитание числа 1; сложение и вычитание чисел в пределах 20; сравнение двузначных чисел.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Работа с таблицей. Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10. Учащиеся выполняют вычисления в соответствии с указанными действиями и записывают результаты в нужные ячейки таблицы. Учитель должен обратить внимание детей, что вычисления в каждой строке выполняются по цепочке. Работа с заданием № 1 учебника. Сначала ученики рассматривают рисунки и проговаривают последовательность чисел второго десятка, как показано в учебнике. Записывают первые два равенства: 10 + 1 = 11, 11 + 1 = 12. Затем следует работа в парах. Учащиеся по очереди записывают следующие равенства: 12 + 1 = 13, 13 + 1 = 14, 14 + 1 = 15, 15 + 1 = 16. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Восстановление пропущенных чисел в равенствах. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление понятия «предыдущее число» и «следующее число» в числовом ряду. Ученики выбирают из нескольких вариантов ответа число, следующее за указанным числом, предыдущее для указанного числа, стоящее между двумя числами. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Задание можно выполнить устно. Учащиеся по очереди проговаривают цепочку равенств и записывают 1–2 из них (по выбору учителя). Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление представления о расположении чисел на числовом луче. Учащиеся записывают «соседей» указанных чисел — числа, находящиеся слева и справа в числовом ряду. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Восстановление в равенствах пропущенных знаков арифметических действий. Учащиеся выбирают знак «плюс» или «минус», исходя из рассуждений, увеличилось или уменьшилось первое число. Равенства записывают в тетради или на доске. Работа с интерактивным заданием. Восстановление в равенствах на прибавление и вычитание числа 1 пропущенных знаков арифметических действий с опорой на исходное число и результат вычисления. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 5 учебника. Вычисления в два действия с опорой на рисунок. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся прибавляют к каждому числу 1 и записывают результаты. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 6 учебника. Учитель поясняет, что в коробках изображены оставшиеся яйца, напоминает учащимся, что не нужно пересчитывать яйца в заполненной коробке — их 10. Нужно восстановить по рисунку, сколько яиц было. Можно сначала записать равенства с пропущенными числами, а затем заполнить пропуски: 15 – 1 = 14, 18 – 1 = 17, 17 – 2 = 15. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся увеличивают и уменьшают каждое число на 1 и записывают результаты. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 7 учебника. Вычислительный тренинг. Учащиеся прибавляют число 4, называя числа через одно: 2 + 4 = 6. При прибавлении числа 5 ответ будет на 1 больше: 2 + 5 = 7. Похожие рассуждения можно провести при вычитании числа 5: вычитаем 4, двигаясь через одно число: 8 – 4 = 4, при вычитании числа 5 ответ будет на 1 меньше (8 – 5 = 3). Выводы: чем больше прибавляем к одному и тому же числу, тем больше будет ответ; чем больше вычитаем из одного и того же числа, тем меньше будет ответ. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения прибавлять и вычитать число 1, сравнивать числа, используя изученные приёмы. Учащиеся читают выражения и выполняют вычисления. Затем они сравнивают результаты и дополняют записи знаками «больше», «меньше» или «равно». |