Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования
Особенности новой модели изучения истории в системе общего образования; ИКС по всеобщей истории: концептуальные и содержательные особенности; Изменение содержания школьных учебников по всеобщей истории в условиях внедрения ИКС;
Нормативные документы, влияющие на наполнение курсов истории в школе: ФГОС, Историко-культурные стандарты (ИКС) — как по отечественной, так и всеобщей истории, также нормативы ЕГЭ по истории. Эти документы формируют новую модель преподавания истории в системе общего образования. Подразумевается изменение дидактических элементов, определяющих содержание. Их (элементов) стало больше при том же количестве часов на преподавание, отсюда — неизбежное изменение структуры курсов.
О модели. Она прописана в ИКС: 5 класс — Древний мир, 6 класс — Средние века и древняя Россия до XVв., 7 класс — фрагменты новой истории XVI-XVII века и России XVI-XVIIвв., 8 класс — зарубежный и отечественный XVIIв., 9 класс — зарубежный и отечественный XIX в., 10 класс — новейшая история и история России XX-XXI вв., 11 класс — история России в мировом контексте. Это не полное возвращение к «линейке», так как 11 класс — концентрум.
Об ИКС. Концептуальные основы изучения всеобщей истории стали такими же, как для отечественной. Это сознательное оценочное отношение к историческим деятелям, процессам, явлениям — при культурно-антропологическом подходе, многоуровневом представлении истории, внимании к духовным и культурным аспектам жизни людей.
О проблемах осуществления ИКС. Избыток дидактических единиц мешает полноценному их освоению (даже делает это невозможным) — новые добавлены к старым, ничего не убрали. Уровень сложности дидактических единиц не дифференцирован от 5 к 10 классам. Довлеет политико-социальное, а не духовно-культурное содержание.
Вывод. Надо разделять материал на обязательный и второстепенный. На основе следующих критериев: 1) доминирует культурно-антропологический принцип отбора, 2) компаративный подход облегчает восприятие, 3) опора на базовые понятия систематическая, 4) перечни обязательных дат смотрим по Кодификатору ЕГЭ.
Рассмотрим учебник по Истории средних веков для 6 класса (Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В), написанный с учетом этих критериев. В нем сокращено количество параграфов (примерно на треть меньше, чем отведенных часов). Это сделано для разноплановой работы над материалом, в том числе закрепляющей и самостоятельной. Иллюстративный материал отчасти перестает сопровождать написанное, а становится разновидностью информации для специальной работы. В учебнике представлены разнообразные задания — по потребностям и особенностям класса и учителя (не обязательные, а на выбор). Вопросы культуры и духовной жизни занимают в учебнике основное место (культурно-исторический подход).
Учебники истории «ДРОФА-ВЕНТАНА» прошли все экспертизы, но пока являются учебными пособиями — до заседания комиссии по утверждении федерального Перечня Министерства образования. Да, они помогают осуществлять новый ИКС, но как работать в новой модели, если учебники старые? Надо использовать действующие учебники в новой тематической раскладке, установленной ИКС. В 11 классе подходит только учебник «Россия в мире», он есть в Перечне, но проходит там не как учебник по истории.
Отдельный вопрос — как работать в 7-8 классах. Даже те учебники, которые полностью совпали тематически (5-6 классы), отражают не все дидактические единицы ИКС, надо обратить на это внимание. Что касается учебника для 7 класса (Носков В.В., Андреевская Т.П.) для преподавания в 7 и 8 классах, то только 3 его главы соответствуют новой модели для 7-го: 1, 2, 3 главы, другие — частично. То есть 28 часов и 16 параграфов, которые относятся к истории XVI-XVIIвв. Оставшиеся часы — уроки-практикумы, конференции и другие виды самостоятельной творческой работы. «Страны Центральной и Восточной Европы» учителя должны разработать и дать самостоятельно. Сложнее будет в 8 классе, там учебник Носкова и Андриевской почти не покрывает ИКС: да, XVIII век и Европа в эпоху Великой французской революции плюс материалы по Востоку — но это только девять параграфов. Темы, обязательные по новой модели, учитель разрабатывает самостоятельно, а их большинство.
Итак, ИКС исполнять надо, учебно-методическая оснастка под ИКС если и создана, то не вполне легитимна. К тому же есть вероятность, что кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ тоже поменяются в связи с новой моделью преподавания.
Записала Людмила Кожурина
Материал подготовлен на основе вебинара «Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования». Смотреть запись вебинара
В оформлении материала использован фрагмент картины «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале», Жака-Луи Давида, 1801