«Предшкольная пора»: год до школы. Подготовка руки к письму
Когда ребенок готовится к школе, нужно учитывать, что интеллектуальной и физической организации мало — важны эмоциональная и социальная готовность. Кандидат педагогических наук, член Cоюза художников Анна Глебова рассказала о типах заданий в обновленной тетради «Учимся рисовать» УМК «Предшкольная пора» и пояснила, какие навыки важно освоить ребенку перед поступлением в 1 класс и как помочь ему разобраться в сложных заданиях.Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.
Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.
Структура овладения навыками письма:
-
Зрительный и слуховой анализ
-
Артикуляция
-
Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента
-
Механизмы координации и регуляции движений
Трудности детей при поступлении в школу
Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно.
Как распознать трудности?
-
Недостаточный уровень развития пространственных представлений, неумение ориентироваться на плоскости листа при использовании понятий «вправо-влево».
-
Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.
-
Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.
-
Наличие тремора.
-
Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.
Сегодняшние дети привыкли ко всему разнообразному, яркому, новому. Поэтому их бывает сложно занять чем-то «старым» — тем, что они уже выполняли, или тем, что когда-то не получилось и нужно выполнить повторно. Если ребенка не вдохновляет «старый» материал, то наша задача — создать такую эмоциональную атмосферу, чтобы ребенок хотел творить, хотел выполнить задание. При оценке деятельности малыша важно воздерживаться от негатива. Можно разбить на части объемный материал или оказать поддержку ребенку.
С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?
-
Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.
-
Сложности в воспроизведении формы графических элементов.
-
Быстрая утомляемость при письме.
-
Неровная, «дрожащая» линия при письме.
-
Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.
-
Большое количество помарок и исправлений.
-
Зеркальное написание букв и цифр.
-
Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.
Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:
-
начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
-
различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;
-
фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.
Перед тем как дать ребенку задания на отработку перечисленных навыков, нужно обязательно проговорить с ним все этапы упражнений. Важно рассказать о направлении, ощущениях, которые будет испытывать рука. Можно начать с небольшой разминки, где чувствуется, как будет двигаться рука. И еще: обязательно обращайте внимание на размер графических изображений. Тем, у кого получаются крупные формы, нужно рекомендовать повторить то же самое, но в уменьшенном виде. А тем, кто привык «мельчить», — наоборот.
Методические основы добуквенного периода обучения графическим навыкам«Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
Перед каждым заданием объясняйте ребенку его цель: что будем делать, для чего и как. При этом используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите. Необходимо убедиться, что ребенок понял инструкцию. Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки». Не переходите к следующему заданию, если не освоено предыдущее. Помните, что дети лучше запоминают информацию в игровых практиках, но не используйте тактику соревнований между воспитанниками, если занимаетесь с малышами в детском саду. Продолжительность выполнения каждого задания — 3-5 минут. И обязательно научите ребенка расслабляться после каждого движения.
Как надо сидеть при письме?
-
Стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии стола.
-
Расположение стула для леворукого ребенка зеркально симметричное.
-
Свет падает слева, у леворукого ребенка — справа.
Раздел «Учимся рисовать». Тетрадь «Клетки, точки и штрихи»
Чем хороша тетрадь? Освоению каких навыков она существенно помогает?
-
Развитие графической деятельности детей – рисование, копирование образцов (геометрических фигур и др.).
-
Формирование ряда умений:
— пространственная ориентировка;
— умение анализировать форму предмета и изображение. -
Развитие воображения.
-
Освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Работа по клеткам.
Зеркальная симметрия. Ось симметрии.
Деление на фрагменты, где каждая часть может быть закрашена или оставаться белой. Важно, чтобы ребенок работал простым карандашом и не слишком сильно нажимал на него при штриховке, чтобы всегда была возможность стереть недочеты ластиком и не оставить при этом неопрятных следов и углублений.
Работа по точкам начинается с небольшого количества точек, затем задания усложняются, точек становится больше. Детям, которые испытывают трудности при выполнении таких заданий, лучше работать желтым карандашом. Он виден, но в то же время не доминирует. Задание, где можно узнать героев из сказки «Теремок» вызовет у детей положительный эмоциональный отклик, рисовать знакомых персонажей по точкам будет весело и увлекательно.
В следующем типе заданий лучше всего использовать набор цветных карандашей. Это более сложный уровень. Поэтому, если ребенок провел одну линию правильно, можно отметить цветом точку, с которой нужно будет начать следующую линию.
Точки и клетки перекликаются в заданиях более сложного уровня. Здесь есть и свобода творчества — раскрашивать можно в любых цветах.
Сложнее становится работать по точкам в том случае, если точки не выстроены организованно, как было в предыдущих заданиях. Кстати, все созвездия, которые мы использовали в наших пособиях, существуют в действительности. Поэтому задание направлено не только на подготовку руки к начертанию прописей, но и на пропедевтику курса окружающего мира.
Штриховка. Важный тип задания. Что ближе, Что дальше? Что будет видно, а что незаметно? Это пропедевтика пространственных задач в математике.