Праздник "День семьи, любви и верности"
Цель: Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей праздника;
- развивать способности коммуникативного общения;
- развивать положительные эмоции и чувства;
- пробуждать у учащихся чувство осознание себя , как участника в создании тёплых семейных отношений.
Оборудование: электронная презентация, костюмы для инсценировки, простые декорации (изба, печь, из картона деревья – путь к мудрецу), мультимедийный проектор, большой плакат с фотографиями семей класса (фото вставлены в разрезы, чтобы потом раздать детям), карточки с пословицами для игры .
Ход мероприятия
Вступительное слово. (слайд 2) Как много мы знаем праздников и празднуем их , радуясь и поздравляя друг друга. Новый год - пожелаем в этот праздник счастья , здоровья, всех благ. День рождения и опять похожие пожелания. День России, День Победы , как много в России праздников и все они разные! Но если задуматься , то за всеми пожеланиями и сокровенные мечты в любой из этих знаменательных дней, связанны с самыми главными людьми в нашей жизни: с нашими близкими, с нашей семьёй. Так давайте сегодня будем славить и поздравлять друг друга с праздником всех праздников Днем семьи!
Чтец 1:
Семья – поистине высокое творенье.
Она – заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас – основа всех начал.
Чтец 2:
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.
- Посмотрите на тему нашего занятия еще раз. Слова Семья, Любовь и Верность написаны с большой буквы. Почему? Да, сегодня Семья, Любовь и Верность главные действующие лица нашего праздника. Они идут рука об руку, неделимые и такие прекрасные! Давайте все вместе произнесем их! Семья, Любовь и Верность!
- Наш праздник пройдет в виде устного журнала, страницы, которого мы будем перелистывать с помощью электронной презентации.(слайды 3,4)
- Итак, откроем первую страницу нашего устного журнала, на которой мы узнаем происхождение слова семья и корни этого праздника.
1 Ребенок: Слово СЕМЬЯ- происходит от древне-русских слов ( показывает на слайд)- домочадцы, семья; муж, жена , сѣмьца «младший член семьи»… (слайд 5).
2 Ребенок: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, на кого можем положиться в любой ситуации, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Родные люди искренне радуются и печалятся вместе с нами. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
- Да, но многие склонны думать , что смысл слова семья правильно расшифровывает ребус( слайд 7). Как вы думаете, почему именно семь Я?
- На Руси семьи были большие . Без старших членов семьи : бабушек и дедушек, семья насчитывала 7 и более членов. Говорили так: что семь МЕНЯ: я, мама, папа-это тоже Я, сестры и братья - тоже Я. Близкие по крови, похожие друг на друга! Так и получается, что семья это семь Я.
Просмотр видеоролика: (обрезан, приложение 1)
- А как мы относимся к себе? (любим себя, балуем, прислушиваемся к себе, верим себе и доверяем).
- Как бы мы много не говорили о семье, лучше чем говорит об этом русский народ в разных литературных жанрах не скажешь.
- Откроем вторую страницу устного журнала: «Русский народ о семье»
вспомним пословицы и поговорки о семье. Для этого поработаем в группах, соберите пословицы и поговорки из первой и второй части. (Проверка- слайд 10)
Семья в куче – |
не страшна и туча. |
Когда семья вместе, |
и сердце на месте. |
Хоть тесно, |
да лучше вместе. |
Вместе тесно, |
а врозь скучно. |
Не нужен и клад, |
когда в семье лад. |
Где любовь и совет, |
там и горя нет. |
Не в деньгах счастье, |
а в добром согласье. |
- И для наших родителей есть задание. Предлагаю вспомнить поговорки о любви и согласии между супругами. Вставьте или замените неправильное слово, нужным по смыслу. (Пока дети совещаются, родители с экрана восстанавливают пословицы и поговорки) (Слайд №9 . По ЩЕЛЧКУ!)
Добрые чувства — соседи ненависти. (любви).
Любовь да совет — так и моркови (горя) нет.
Реже видишь — меньше любишь (больше любишь.)
Стерпится — разлюбится (слюбится.)
Ум истиною просветляется, сердце баней (любовью) согревается.
Здоровье — первое богатство, а второе — ... (счастливое супружество.)
Детки хороши — отцу-матери корона (венец), детки плохи — отцу-матери ...(конец.)
Жена не божья коровка (рукавица) — с руки не сбросишь.
Каково дерево, таков и ... плод.
Муж — голова, жена — ... куда захочу, туда и поворочу.
Что гусь без воды, что мужик без еды (жены.) (есть дополнения в конспекте, чего нет в презентации)
Проверка собранных пословиц детьми. (вариант – когда сразу поделен класс на группы родители и дети, тогда все виды работ идут в этих группах)
-Как много сказок, былин, притч сложена нашим народом о семье. Во многих из них показывается жизнь семей с юмористической стороны, для того, чтобы мы посмотрели на себя со стороны, сделали выводы, поучились на основе народной мудрости. Представляем вашему вниманию инсценировку сказки «Волшебная вода».
Действующие лица: автор, старик, старуха, мудрец.
Сказка о волшебной воде
Автор: Жили-были старик и старуха. Не было ни дня, чтоб они не поссорились. Любой разговор у них обязательно заканчивался скандалом.
Изба, старуха метет полы, старик плетет корзинку.
Старуха: Пошел бы лучше, старый, рыбы наловил на обед. Сидишь сиднем дома из избы нос не кажешь.
Старик: А ты все ворчишь и ворчишь! Поди лучше щи варить.
Автор: Конечно, они оба от этого страдали, но они не знали что нужно сделать, чтобы этого не было. Все соседи знали об их ссорах.
Спорят:(на заднем фоне продолжают, старик уходит)
- Иди лови…
- Иди вари…
- Иди лови…
- Иди вари…
Пока ссорятся, в избу заходит соседка. Старик машет на старуху рукой и уходит.
Старуха: Эх, соседушка. Сил нет , совсем с мужем сладу нет. Слова ему не скажи…
Соседка: А сходи-ка ты соседка к мудрецу. Он обязательно что-нибудь посоветует.
Автор: Старуха отправилась в путь. Шла она долго, пока наконец не пришла к тому месту, где жил старый мудрец. Он вышел к ней и спросил:
Мудрец: — Что тебе нужно от меня?
Старуха: Старуха со слезами на глазах. Вот, надежда только на тебя. Совсем мы со стариком друг друга не понимаем. Я ему слово, а он мне в ответ 10. Сладу с ним не стало!
(Мудрец слушает и улыбается незаметно для старухи, понимает, что дело не только в старике...)
Автор: Выслушал её внимательно мудрец, потом пошёл к колодцу, набрал там воды и отдал старухе:
Мудрец: Вот тебе волшебная вода. Когда в следующий раз вы будете ссориться, возьми эту воду, набери её в рот и держи во рту до тех пор, пока не успокоишься.
Старуха: Спасибо тебе. (взяла воду и пошла домой.)
Старик: (дрова рубит) Где ты была так долго?
Автор: Только было, хотела старуха в ответ заругаться, как вспомнила о волшебной воде, которую дал ей старый мудрец и быстро набрала в рот.
Старик: Ходила, наверное, языком молола с соседками. Делать, то нечего… Что молчишь, старая? Воды что ли в рот набрала? (кряхтит –ЭХ-хе-хе!, чешет в затылке, делает виноватый вид.)
Автор: С тех пор так и повелось: как только старик начинает ругаться, старуха поспешно набирает в рот воду, которую дал ей мудрец и держит, пока старик не умолкнет. А если старухе хочется начать кричать и ругаться, она опять набирает воду и держит, пока не успокоится. Постепенно они отвыкли ругаться и с тех пор они жили тихо и мирно.
(Во время слов автора, на заднем плане, старик и старуха то и дело затевают ссору, но старуха сразу воду набирает в рот, старик успокаивается, садится рядом и помогает старухе перебирать на столе зерно, или несет ей воды)
Старуха: (сама себе и зрителям) Пойду-ка я отблагодарю Мудреца! Как ведь помог, прямо камень с плеч долой!
(Старуха идет к Мудрецу, встречается с ним в лесу.)
Старуха: Спасибо тебе, Мудрец, за помощь. Перестали мы ругаться со стариком, благодаря твоей волшебной воде!
Автор: Засмеялся мудрец и сказал:
— Я тебе дал не волшебную воду, а самую обычную, которую я набрал из колодца. Но так как ты пользовалась ей, так как я тебе сказал, то она действительно вам помогла.
Автор: Старуха была поражена: как так ловко придумал мудрец, что с помощью простой воды, они с мужем отучились ссориться. Тем не менее она ещё раз поблагодарила мудреца и ушла домой очень довольная. С тех пор они с мужем больше никогда не ссорились.
- Какова же основная мысль данной сказки? Посовещайтесь в группах и ответьте на этот вопрос.
- Кто внимательно слушал сказку и услышал в ней фразеологизмы?
- Разные народы говорят о ссорах , как о злейшем пороке человека. Вот некоторые из них. Какая из них больше других подходит к сказке? (Слайд 11)
Когда ссорятся близкие, торжествуют враги. – Киргизская пословица.
Молчанье ссору гасит. – Тамильская пословица.
Плохой мир лучше доброй ссоры. – Русская пословица.
В ссоре не роняй слов, из-за которых, примирившись, будешь краснеть. – Грузинская пословица.
Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупцы - порокам, сну и ссорам. – Древнеиндийская пословица.
- Для того, чтобы подружить детей между собой, развивать их ловкость, развлечь после помощи взрослым есть народные игры, поиграем в них.
(В зависимости от места проведения можно выбрать игру):
Игра «Гуси, гуси...», «Ручеёк», «Бояре, мы к вам в гости пришли...», «Жмурки», «Воробьи и вороны», «Горелки», «Ручеёк».
Правила игры. Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
- К сожалению, с модернизацией общества, установлением тесных связей с другими народами, государствами стираются и некоторые традиции, праздники. Так, например, мы отмечаем день влюбленных- 14 февраля, вспоминая Валентина и Валентину- католический праздник. Некоторые даже на знают , что и у нас , у православных людей есть свои Святые. На Руси, есть свои святые – покровители влюбленных, брака, семейного счастья. - Святые Петр и Феврония.
-Узнаем больше о Петре и Февронии, открыв следующую страницу устного журнала. (Слайд 12)
Выходят дети в русских народных костюмах. Изображают гусляров, говорят распевно.
1 Чтец. В Великой России есть праздник счастливый. Мы шлем свой земной вам поклон. Святые, что веру и верность хранили. Покров на семьи рассталав
2 чтец.
Прекрасную повесть Петра и Февроньи
Хотим мы поведать сейчас.
Что в Муроме древнем давно уж почили
Примером супружества стали для нас.
3 чтец.
Когда – то, уж в давно ушедшем веке,
Жила в России пара из святых.
Они всегда духовно были вместе –
С тех пор мы все ровняемся на них.
4 чтец.
В один из дней у летнего июля,
Мы почитаем память тех людей,
Кто знал: любовь всегда была и будет,
И нет ее главнее в жизни всей.
Ученик 1: Во славном городе Муроме княжил Павел. И был у него брат, Петр. (Слайд 13)
Случилась у Павла беда… Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел наказал ей выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да Агрикова меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. (Слайд 14)
Ученик 2: Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело его струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. (Слайд 15)
Ученик 3: Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях девушка, которая может его исцелить.
Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. (Слайд 16)
Ученик 1: Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.
"И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди". (Слайд 17)
Ученик 2: После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные жены боярские невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. (Слайд 18)
Ученик 3: Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. (Слайд 19)
Ученик 1: Но не успели они уехать далеко от Мурома. Вслед за ними поехали послы, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. (Слайд 20. по щелчку)
Ученик 2: Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. (Слайд 21. по щелчку)
Ученик 3:
Монашество приняли вместе и вмиг:
Блаженный Князь Петр был назван Давид,
Февронии имя дано Ефросинья.
Конец у истории этой красивый.
Ученик 1: Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших.
Ученик 2: Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Ученик 3: Так гласит легенда. Но легенда легендой, а в 1552 году муромские супруги были канонизированы как русские святые, а день 25 июня по старому стилю (8 июля — по новому стилю) стали считать днем их памяти. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух людей.
Ученик 1: Символом Дня любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов.
Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви. (На ромашке гадали – «любит – не любит»).
Чтец 5:
Ее желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок — лепестками гадают,
Но чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
Чтец 6:
Так пусть святых пример вам в жизни светит,
И пусть Февронья со своим Петром,
В лихой момент всегда на все ответит,
Молитву слыша, светом и добром.
Чтец 7:
И процветание ваш дом наполнит,
Очаг семейный радует уют.
Угодники пусть Божие исполнят
Ваши стремленья из хороших чувств.
- Откроем последнюю страницу нашего устного журнала: памятники посвященные данному празднику и этой святой паре. (Слайд 22)
- Памятники этой паре, возведённой в ранг святых есть во многих городах нашей страны. Так , в самом древнем Муроме... (Слайд 23), в Самаре (Слайд 24)
- И в нашем городе Мытищи (Слайд 25) есть памятник Семьи, любви и верности является одним из первых в России памятников, которые посвящены святым Петру и Февронии. Он был торжественно открыт в 2011 году в Парке культуры и отдыха, что раскинулся на левом берегу Яузы. Авторами монумента стали молодые скульпторы Александр Горюнов и Денис Соловьев. На постаменте памятника изображены муромский князь Петр и его возлюбленная Феврония, которые традиционно на Руси считаются святыми покровителями семьи и брака. Они протягивают друг другу руки в знак вечной любви. На одной из сторон барельефа выгравирован небольшой текст, рассказывающий об удивительной истории этой пары и оттиски ладоней. По замыслу скульпторов памятник должен был стать местом, куда могут приехать молодожены, чтобы приложить свои ладони к рукам Петра и Февронии, получив их благословение, и дать друг другу клятвы верности.
Слова семья, любовь и верность
Огромный смысл в себе несут,
Там, где семья — всегда есть нежность,
Там, где любовь — всегда нас ждут,
А там, где верность — доверяют,
Без лишних и ненужных фраз.
Пусть эти чувства процветают
И счастьем окружают нас!
Цветотерапия
- У каждого из вас лежат на партах сердечки разных цветов: жёлтый-верность, красный – любовь, зеленый – забота друг о друге в семье. Подумайте, а что для вашей семьи самое главное, можно выбрать лишь одно сердечко. Наклейте рядом с вашей фотографией.
Наш праздник закончен, пусть в ваших семьях всегда царят любовь, поддержка, вера!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.