Права ребенка
Программное содержание:
- Закрепить элементарные знания детей о правах ребенка, воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
- Познакомить детей с первым в их жизни документом (свидетельством о рождении ребенка).
- Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы и доказывать свою правоту.
- Воспитывать чувство самоуважения к другим людям.
- Закрепить эмблемы – знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка (разрешение – синий цвет и запрещающий – красный).
Предварительная работа:
- Изучение каждого права отдельно.
- Изготовление семейной газеты.
- Чтение сказки «Карлик Нос» - Вильгельм Гауф.
- Изучение эмблемы – знаков отражающих основные статьи Декларации прав ребенка.
- Чтение сказок и разбор ситуаций, связанных с правами детей.
- Конкурс работ по рисованию на тему «Мы и наши права», выставка работ.
- Изготовление волшебных летающих камней.
Оборудование:
- картины по правам ребенка;
- эмблемы – знаки по правам ребенка;
- картинки из сказок;
- костюм колдуньи;
- музыкальные записи.
Содержание занятия
Педагог-психолог: Ребята, я сегодня получила очень странное письмо, вот послушайте: Помогите мне ребята. Я Якоб был обычным мальчиком, но меня похитила злая колдунья. Она лишила меня семьи, кормила остатками со своего стола, заставляла много работать с утра до вечера без отдыха, превратила меня в страшного горбуна с огромным носом. Я убежал от колдуньи и теперь прячусь от всех людей и даже вам боюсь показаться на глаза. Если вы сможете объяснить колдунье, что она нарушает мои права, то она может дать мне волшебное зелье, которое превратит меня опять в мальчика.
Педагог-психолог: Ребята поможем мальчику Якобу?
Ребенок
Есть волшебные слова
У ребенка есть права.
И у белого мальчишки,
И у черного мальчишки
Должны быть еда и книжки
Чтобы права всех соблюдать
Сначала надо их узнать!
Педагог-психолог: Правильно 20 ноября 1989 года историческая дата для детей всего мира.
В этот день Генеральная Ассоциация ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Ребята познакомим колдунью с правами детей и поможем Якобу.
Давайте отправимся к колдунье и пригласим ее в путешествие на остров «Правоведения», а полетим мы на волшебных летающих камнях.
(Дети становятся на волшебные камни, звучит музыка).
Педагог-психолог: Мы прилетели, здесь живет колдунья. Вот она идет.
(входит ребенок в костюме колдуньи)
Колдунья: Кто вы и что вам надо?
Педагог-психолог: Мы прилетели на защиту бедного мальчика Якоба. Ведь у каждого ребенка есть права, и никто не имеет права их нарушать.
Колдунья: Да, а я и не знала. А какие такие права?
Педагог-психолог: Мы приглашаем тебя в путешествие на остров «Правоведения». Да ребята?
Дети: да!
Педагог-психолог: Мы познакомим тебя с правами детей.
(все дети и колдунья заходят на летающие камни, звучит музыка).
Педагог-психолог: Вот мы и прилетели. Ребята посмотрите, сколько здесь домиков и в каждом живет какое - то право. Подойдем к первому домику. Ребята, кто расскажет об этом праве?
Ребенок: Это право на жизнь, право на имя, отчество и фамилию. Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек – ребенок тоже имеет право жить!
Педагог-психолог: Ребята, а колдунья нарушила права Якоба? (ответы детей).
Ребенок:
Мамы, папы всей страны.
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек.
Например, на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку.
И на жизнь, как будто в сказке.
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Педагог-психолог: Ребята, а ведь так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми войнами, сильными и здоровыми. В этом государстве каждого ребенка осматривали, если здоровый пусть живет, а если слабый и больной – сбрасывали его со скалы. А ведь из слабого ребенка может вырасти очень сильный, если его лечить и защищать. Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство.
(педагог-психолог показывает свидетельство о рождении)
После рождения вы получаете свой первый документ в жизни, свидетельство о рождении, где указано ваше имя, отчество, фамилия, кто ваши родители, и в каком городе, в какой стране вы родились.
2.Право на семью.
Педагог-психолог: А в этом доме живет очень доброе и хорошее право ребенка. Кто расскажет, какое?
Ребенок: Это право на семью, право не разлучаться со своими родителями.
Каждый ребенок имеет право иметь семью. Семья нужна для воспитания детей, для поддержки, семья дает уверенность, что меня любят и понимают члены семьи. В семье проявляют заботу друг о друге.
Ребенок:
Семья – это крепость для малыша,
Любить и беречь она кроху должна,
Мама и папа быть примером должны.
Дети для счастья лишь рождены.
Педагог-психолог: Какие бывают семьи? (многодетные, полные, не полные)
А у нас в группе есть многодетная семья? Посмотрите, какие счастливые семьи у нас на фотографиях.
Ребята, а как вы думаете, нарушила ли колдунья права Якоба на семью? Что же надо сделать, чтобы все исправить?
(ответы детей)
Педагог-психолог: А вы знаете пословицы о семье?
Дети: Без семьи нет счастья. Вся семья вместе, так и душа на месте, Сердце матери лучше солнца греет и т. д.
3.Право на медицинскую помощь.
Ребенок: Это право на медицинскую помощь. Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь. Наша страна заботится о маленьких детях, помогает мамам. Врачи делают детям прививки, следят за их развитием, лечат.
Ребенок:
У мальчиков и девочек
Осмотр уже с пеленок
Всех их лечат доктора
Чтоб не болела детвора.
Педагог-психолог: Давайте ребята подумаем о правах на медицинскую помощь для Якоба и как их нарушили.
4.Право на отдых, право на досуг и игры.
Ребенок: Это право на отдых и игры. Ребенок имеет право на отдых и игры, только играть надо по правилам, что бы ни поссорится с друзьями.
Ребенок:
Дети любят все играть
Бегать, прыгать и скакать.
Правила все соблюдать
А друзей не обижать.
Ребенок: Все члены семьи имеют право на отдых, могут заниматься своими любимыми делами. Все члены семьи не мешают друг другу, потому что любят и уважают близких.
Педагог-психолог: Ребята, объясните колдунье, как она нарушила права Якоба на отдых, досуг и игры.
(ответы детей)
5. Право на бесплатное образование.
Ребенок: Это право на бесплатное образование. Дети имеют право посещать детский сад и школу. Свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством. Дети учатся, что бы стать грамотными, умелыми, воспитанными.
Ребенок:
Дети всей нашей страны
Школу посещать должны,
Развиваться и учиться
Веселиться и трудиться.
Педагог-психолог: Ребята, а какие права были еще нарушены?
(ответы детей)
6.Право на полезное и качественное питание.
Ребенок: Это право на полезное и качественное питание. Дети имеют право получать полезное и вкусное питание. Наше государство контролирует питание детей в детских садах и школах.
Ребенок:
Спасибо нашим поварам
За вкусное питание
А дети ходят в детский сад
И получают знания.
Педагог-психолог: Как плохое питание может повлиять на здоровье мальчика? И в чем виновата колдунья?
(ответы детей)
7. Право на защиту от эксплуатации физической работой.
Ребенок: Это право на защиту от эксплуатации физической работой. Дети не должны выполнять физическую работу – это влияет на их здоровье. Наша страна следит за тем, что бы детей ни заставляли выполнять тяжелые работы.
Педагог-психолог: Какие ещё нарушения?
(ответы детей)
8. Право на защиту от физического и психологического насилия.
Ребенок: Это право на защиту от физического и психологического насилия. Никто не должен содержаться в рабстве или невольном состоянии. У человека есть право на неприкосновенность жилища. Любой человек имеет право, обратится за помощью и защитой в полицию и суд.
Педагог-психолог: Колдунья, ты поняла, какие права Якоба были нарушены?
Колдунья: Да, я все исправлю, я не хочу в полицию. Я сделаю волшебное зелье и расколдую Якоба.
Педагог-психолог: Мы очень рады, что помогли мальчику Якобу, теперь нам пора обратно.
Ой, но мы не можем улететь. Обратите внимание, что кто то перепутал все знаки, а ведь каждому праву соответствует эмблема - или знак, обозначающий то или иное право. Все знаки перепутались с дорожными знаками.
Игра: «Знаки по местам»
(закрепить знаки, отражающие основные статьи Декларации прав)
Педагог психолог: Нам пора покинуть остров, а на прощанье давайте развеселим жителей этого острова.
Танец – физминутка под песню «В каждом маленьком ребенке»
(Дети входят на летающие камни, звучит музыка)
Педагог-психолог: Мы с вами вернулись в детский сад. Для нас Якоб прислал еще много вопросов о себе и о своих сказочных друзьях.
Давайте проведем мини-КВН.
Разделитесь на две команды и быстро выберите капитана. Колдунья, ты можешь пойти в любую команду. У капитанов по флажку. Когда команда готова отвечать, капитан поднимает флажок. Наши гости, это будет жюри, они тоже могут принять участие. Возьмите листочки, напишите печатными буквами вопрос для наших детей.
Мини-КВН
1.Разминка. (Вопросы командам).
- Какие права мальчика Якоба нарушила колдунья, когда его похитила?
- Какие права мальчика Якоба были нарушены, когда его плохо кормили и заставляли много работать?
- Какие права мальчика Якоба были нарушены, когда колдунья насильно удерживала его и превратила в горбатого с большим носом?
- Колдунья не пускала Якоба в школу, что она нарушила?
2.Конкурс «Внимание»
- Рассмотреть картинки из сказок и определить, кто в этой сказке нарушил, чьи права?
3.Творческий конкурс
Покажите отрывок из сказок, где нарушались права персонажей.
4.Конкурс капитанов.
Назовите сказки, в которых соблюдаются права персонажей.
5.Конкурс «Я знаю»
- Какие права детей означают эти знаки?
6.Заключительный конкурс
Ответы на вопросы гостей. Слово жюри награждение команд.
Педагог-психолог: Уважаемая колдунья, вы запомнили права детей и не будите больше обижать их.
Колдунья: Я больше не буду никого обижать, все исправлю, буду доброй и хорошей. Спасибо вам, а мне пора делать хорошие дела.
(колдунья уходит)
Педагог-психолог: Ребята вы очень хорошо рассказали о правах детей. Молодцы!
Дети читают стихотворение.
1.Ребенок
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза
Немного миру подивился-
Ты получил свои права.
2.Ребенок
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
3.Ребенок
Права на игры и желания,
Права на знания и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком,
И отличатся ото всех.
4.Ребенок
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права всех в спорте на успех,
Права заботится обо всех.
5.Ребенок
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их-
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.