Практики активного слушания для решения подростковых проблем
Активное слушание — это практика понимания и принятия ребенка, некий теплый шар, который мы ему передаем. Разберемся, как овладеть этой техникой, чтобы превратить ее из психологического инструмента в естественное и живое общение.Общаться правильно — значит общаться естественно
Цель активного слушания — быть в здоровой коммуникации с ребенком. Это практика налаживания и поддержания активной связи.«Любой подросток — маленький Станиславский. Он не поверит родителям, которые общаются с ним неискренне».
Сегодня много пишут о том, как правильно общаться с ребенком. Многие родители, изучая подходы к коммуникации с подростками, начинают подгонять свои действия под шаблон и стараются выполнить все по инструкции. В итоге общение получается неестественным. И дети чувствуют эту профанацию.
Рассмотрим распространенную модель: взрослый, который хочет общаться со своим ребенком, и сам подросток, находящийся в некой броне — так он ограждает себя от того общения, которое ему неинтересно.
«Активное слушание сглаживает защитный барьер и налаживает гармоничную обратную связь».
Как добиться гармоничных отношений с ребенком?
Представьте себе солнышко, которое состоит из трех базовых потребностей подростка:- Я хороший, со мной все в порядке, я достойная личность.
- Я любимый, меня понимают и принимают.
- Я чувствую себя в безопасности. Есть родители, с которыми я чувствую себя под защитой. Правда, с подростками немного по-другому, поэтому в процессе общения родитель должен успевать пересаживаться со стула менеджера на стул друга.
Стрессовые ситуации, которые случаются в жизни абсолютно каждого человека — и подростки здесь не исключение — омрачают общение между родителями и детьми. Пусть наш стресс выглядит как туча, которая закрывает солнышко. Из чего состоит эта тучка?«Если в практике активного слушания вы захотите быть родителем-менеджером, а не другом ребенку, результата не будет».
- Фрустрация, боль — «я плохой родитель».
- Повышение тревоги, нарастание страха.
- Обида, печаль, расстройство.
- Гнев, раздражение.
- Апатия — стадия безразличия, самая критичная стадия, до которой лучше не доводить.
«Я понимаю, но...», или Частые ошибки новичков
Стоп-фразы в ситуациях, когда подросток раздражен и его «все достали»:- Ишь ты какой, все его достали, видите ли.
- Я понимаю, что тебя все достали, но ты же сам палец о палец не ударишь, чтобы не допустить этого.
- Да, я понимаю, что тебя все достали, но разве это повод разбрасывать кругом свои вещи?
Законы коммуникации, которые «сдувают тучу»
- Рефлексия состояния ребенка. Не идите в общение через боль, разбирайтесь сначала со своими тучами, со своей болью.
- Смотрите на тучу ребенка через свое солнышко. Ведь когда вы чисты, то на другого человека вы смотрите совсем иначе — не из собственных болевых точек.
- «Переводите», расшифровывайте состояние ребенка, смотрите на него без своих фильтров и призм. Вы удивитесь, насколько это помогает наладить контакт с подростком — он почувствует вашу искренность, увидит заинтересованность, будет более открытым и в ответ на ваш незамутненный посыл станет общаться с вами по-другому.
- Разложите тучу ребенка по составляющим
- Действуйте деликатно и тактично.
«Иногда самое хорошее активное слушание — это простое родительское "угу". Если вы понимаете, что присоединяетесь к ребенку искусственно, лучше молча выслушайте его, не пытаясь выдать "умную" ответную реакцию по инструкции или какой-то совет. Смотрите на ребенка во время разговора, не отвлекайтесь на телефон или что-то еще. Заинтересуйтесь подростком по-настоящему, даже если он говорит о какой-то ерунде. Дайте ему понять, что вы его слышите».
Приемы активного слушания
Когда ребенок жалуется на какие-то проблемы, вы можете даже рассказать ему обо всех этих техниках и предложить вместе разобраться в ситуации. Разложите его тучу по составляющим.«Никакого негатива, никакой критики, никаких советов! Если вы хотите наладить эмоциональную связь с ребенком, убирайте все лишнее, пытайтесь сонастроиться. Будьте готовы разобраться, что и почему чувствует ваш ребенок. Повышайте свой уровень толерантности. Беспристрастность — закон активного слушания»
Приводите в пример себя. Если подросток жалуется на препода, которому он сдает реферат уже в третий раз, но опять безуспешно, расскажите ему, как бы чувствовали себя на месте ребенка вы: «Как мне было бы обидно, трачу столько усилий, а меня не ценят!». Ребенок может согласиться, а может высказать свое восприятие. Так и налаживается доверительная беседа.
«Если мы не слишком строги к себе и относимся к своим ошибкам и слабостям толерантно, нам будет легче выслушать и понять ребенка».
Когда ребенок не готов разбирать болезненный слой, не пытайтесь заставить его это сделать. Он может быть не готов к этому. Просто дайте ему понять, что хотите научиться слушать и слышать его.
Даже если так доверительно вы беседуете с ребенком всего раз в месяц, это действует как благодатная теплая вода на сухую почву. И совсем скоро на ней появятся первые зеленые ростки! Кстати, не забывайте о языках любви — покупайте что-то любимое, вкусненькое, чтобы полакомиться вместе на кухне за чашкой чая и душевной беседой.
Вебинар подготовлен специально для «Родительского университета», где мы публикуем полезные материалы для мам и пап.