Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?
- Организовать комплексное повторение пройденного материала.
- Лексическое значение слова, состав слова, синонимы, окончание в слове, определение значения слова по словарю, многозначные слова, омонимы.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Обратите внимание. Материал урока содержит большое количество разноцелевых упражнений. В зависимости от уровня подготовленности класса и темпа работы учащихся некоторые упражнения могут быть предложены для самостоятельной работы. Фронтально рекомендуем проводить упражнения с теми учащимися, кто испытывает трудности в усвоении материала. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — повторение материала о сочетаемости синонимов; выделение окончаний в слове. Перед началом работы с каждой группой синонимов следует выяснить, знают ли ученики значения слов. Если позволяет время, предложения записываются в тетради, в словах-синонимах отмечаются окончания. Важно повторить (напомнить ученикам) порядок действий (алгоритм) при выделении окончания в слове. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — проверка умения определять значение слова по толковому словарику; расширение словарного запаса. После того как текст прочитан, важно выяснить, понимают ли ученики значения выделенных слов из контекста (один из путей установления значения слова). Если какие-то слова окажутся непонятными, их значение устанавливается по толковому словарику (по усмотрению учителя можно списать в тетради из толкового словарика толкования некоторых выделенных слов). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — повторение: заимствование частей слова. Выполняется устно, фронтально. Ученикам известно, что не только целые слова, но и части слов заимствуются из других языков (см. урок 116), однако вопрос о том, исконное или заимствованное слово ухажёр, является для них непростым. Следует разъяснить ученикам, что корень в слове — исконно русский, а суффикс заимствован из французского (дирижёр, режиссёр), но уже живёт по законам нашего языка и может присоединяться к корням исконных слов: значит, и само слово исконное, не заимствованное. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (работа в паре) — повторение синонимов. Синоним к слову дело — труд. Ответ к шараде: пруд. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 в учебнике (по выбору) — повторение состава слова и антонимов; наблюдение за приставками с противоположным значением, которые образуют антонимические пары. После обсуждения ученики записывают в рабочие тетради слова парами и отмечают приставки: прибежал — убежал; вошёл — вышел; унести — принести; вылить — влить; отплыть — приплыть Обратите внимание. Не рекомендуем в качестве дополнительного задания предлагать ученикам отмечать другие части слова (даже корень). |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 6 в учебнике (работа в группе) — повторение синонимов, многозначных слов, сочетаемости слов. Выполняется аналогично упр. 1 урока 102. Ответы: свежий ветер — прохладный; свежий хлеб — мягкий; свежая рубашка — чистая; свежая газета — новая. |
8 | 8. Дополнительный материал | Прочитать записанное на доске стихотворение. Догадаться, о каких бычках идёт речь. Вспомнить, как называются слова, разные по значению, но сходные по звучанию и написанию. Подумать, одинаковые ли части слова (корни и суффиксы) имеют слова бычок (телёнок) и бычок (рыбка). Повернули к нам бочки́ Светло-рыжие бычки. Не бодают, не мычат, А ныряют и молчат. (Е. Серова) Задание направлено на повторение омонимов. При выполнении последнего задания ученики должны рассуждать следующим образом: слова бычок — телёнок и бычок — рыбка — это омонимы. Но слово бычок в значении «маленький бык» имеет корень -быч- (чередование -бык-/-быч-) и уменьшительный суффикс -ок-, а в слове бычок, называющем вид рыбы, есть только корень -бычок- и нулевое окончание. |
9 | 9. Словарная работа | Записать слово чувствовать, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
10 | 10. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |