«Помогаем поросенку Фырке» (занятие в средней группе по формированию привычек ЗОЖ)
Образовательная область |
Познавательное, физическое развитие |
Используемая образовательная программа |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой; оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева. |
Цель |
Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни. Улучшить функцию внешнего дыхания ребёнка. Коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами. |
Программные задачи |
Образовательные задачи: Дать знания о том, что дыхание основа жизни, об основных функциях носа. Способствовать освоению детьми первичных приёмов дыхательной гимнастики и правил носового дыхания. Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей. Закрепить понятие «настроение». Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния. Развивающие задачи: Развитие познавательных интересов, творческих способностей. Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния. Развивать интерес детей в изучении самих себя. Развивать навыки релаксации. Воспитательные задачи: Способствовать воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Содействовать воспитанию культуры общения. Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру. Создавать положительный эмоциональный настрой. Способствовать сплочению детского коллектива. Валеологические: Создание условий по сохранению и укреплению здоровья детей. |
Предварительная работа |
Беседы о здоровье, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов, иллюстраций строения человека. |
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) |
Демонстрационный: поросенок Фырка; стаканчик; плакат с изображением легких человека; «сухой душ». Раздаточный материал:
Музыкальное сопровождение: мелодия для релаксации, песенки из сборника к оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!» М.Л. Лазарева. Компьютерная игра для детей от компании «Бука» «Пятачок сдает экзамен по анатомии». Год выпуска: 2000 г. Разработчик: DataSun Software Corporation. Издательство: Бука |
Структура занятия |
Вводная часть: длительность 3 мин. Цель:создание мотивации, настрой на совместную деятельность, отслеживание своего эмоционального состояния, настроения. Основная часть: длительность 15 мин. Цель: реализация задач программного содержания. Методические приемы: Появление гостя, рассказ о правилах хорошего дыхания; исследовательская работа с зеркалами; викторина на полученные знания; дыхательная гимнастика; опыт с воздушными шарами; игра «Охота»; самомассаж «Улитка»; песочные игры. Заключительная часть: длительность 2 мин. Цель: подвести итог занятия. |
Интеграция |
Познавательное развитие: Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Развивать познавательные процессы в комплексе: внимание, память, воображение. Физическое развитие: Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (нос дышит, улавливает запахи). Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Социально-коммуникативное развитие: Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Речевое развитие: Способствовать развитию любознательности. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Расширять лексический словарь детей, Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. |
Дифференцированный подход |
Две группы детей, выполняющих задания: Дети с темными волосами ищут стаканчики с запахом апельсина; проводят эксперимент с кинетическим песком. Дети со светлыми волосами ищут стаканчики с запахом сосны; проводят эксперимент с декоративным песком. |
Инновационный подход |
Адаптация оздоровительно-развивающей программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева |
Технологии, используемые педагогом в проведении НОД |
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций. Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей (игра «Разноцветное настроение»). Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность. Использование субъективного опыта ребёнка. Технологии исследовательской деятельности: опыт с воздушными шарами, комментируя и ассоциируя их с лёгкими, поиск пластиковых стаканчиков с заданным запахом, работа с песком. Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика; создание позитивного эмоционального настроя (игра «Разноцветное настроение»). Технология сотрудничества (работа в коллективе). |
Словарная работа |
Легкие, расширился – сузился, перегородка, микробы, шероховатость. |
Этапы работы |
|
Вводная часть |
Дети стоят полукругом. Входит воспитатель, на груди у него кукла – поросенок Фырка. Педагог:Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте согреем их своими улыбками и поздороваемся: сначала на русском языке «Здравствуйте», а сейчас на татарском языке «Исәнмесуез! Молодцы, ребята. Посмотрите, дети! Я пришла не одна, а с поросенком. Его зовут Фырка. (Внимание детей переводится на игрушку, двигая его). Он попросил ему помочь. Вот уже несколько дней как у него нет хорошего настроения. Поможем ему стать веселее и бодрее? Каждый знает без сомнения, Игра «Разноцветное настроение» Педагог:Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Предлагаю вам пройти к столу с коробками с карандашами, выбрать один карандаш, цвет которого вам нравится больше всего, и принести его мне. И Фырка тоже выберет себе цвет. (Дети выбирают цвета) Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у каждого из вас разноцветные карандаши. Каждый карандаш – разное настроение:
Педагог:Мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А вот Фырке, похоже, грустно, он чем-то расстроен. Давайте поможем ему и ребятам, у кого не очень хорошее настроение. Упражнение на релаксацию Педагог:Радостному настроению помогает расслабление. Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая»... Ну, что, Фырка, улучшилось у тебя настроение? (Что-то не очень) А еще залог хорошего настроения – это наше здоровье. Ответьте мне на такой вопрос: «Вы хотите быть здоровыми?». Что помогает нам сохранить и улучшить наше здоровье? (Утренняя зарядка, правильное питание, занятие спортом). Сегодня к нам обещал зайти один гость и рассказать, что надо делать, чтобы быть здоровым, и ты Фырка послушай, тебе будет полезно. Но вот что-то я его не вижу, а вы его не встречали? |
Основная часть |
(Педагог начинает чихать) Педагог:Ой, кто это меня щекочет? (На экране появляется Йоник) - Это я Йоник, сын воздуха. Я прилетел из страны Эфирии. Чтобы вы быстрей проснулись, (Йоник исполняет песенку). Йоник предлагает детям подпевая слова из песни выполнять движения. По окончании исполнения дети проходят на свои места. Педагог обращается к Йонику: - Йоник, какой секрет здоровья ты хочешь открыть ребятам? Чему хочешь их научить? Йоник: Я – воздушный волшебник, могу научить вас правильно дышать. Воспитатель обращается к детям: Ребята, а разве мы не умеем дышать? Йоник соглашается с детьми: Умеете, но нужно знать некоторые правила, чтобы дышать лучше. 1 правило - дыши носом 2 правило - не поднимай плечи при вдохе 3 правило - в дыхании должен активно участвовать живот. Педагог:Подожди, подожди Йоник, я ничего не запомнила а вы, дети? (Дети вспоминают правила по мере возможности) - Я буду заниматься с вами, - говорит Йоник, - и вы всё запомните и научитесь правильно дышать. Но для начала ответьте мне на вопрос, для чего, же нужен нос? (Дышать, нюхать, сморкаться, чихать) Педагог обращается к детям: Вы всё правильно отметили, а теперь возьмите зеркала и рассмотрите внимательно свой нос. (Дети рассматривают, педагог комментирует). Воздух попадая в нос проходит через два коридора, стенки которых покрыты волосками, видите? Йоник спрашивает у детей о том, знают ли они для чего нужны волоски в носовых проходах? (волоски выполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки и микробы, когда пыли и микробов набирается много, мы чихаем и наш нос очищается). (Дети кладут зеркала на место). Педагог:А сейчас, я вам предлагаю проверить свои знания, вместе с поросенком, помогите ему разобраться в наших органах дыхания. (Презентация игры) Педагог обращает внимание детей на то, что когда воздух прошел по двум коридорам, очистился и согрелся, он попадает к нам в легкие (вывешивается картина с изображением органов дыхания человека), педагог рассказывает о том, что когда мы вдыхаем легкие расширяются, а когда выдыхаем – сужаются, поэтому похожи на воздушный шарик. (Педагог показывает опыт с воздушными шарами, комментируя и ассоциируя их с лёгкими). Дыхательная гимнастика. Йоник хвалит ребят и предлагает им провести дыхательную гимнастику, чтобы научиться правильно, дышать носом. Педагог объясняет задание: - Вам нужно встать парами. Возьмитесь за руки и, глядя в глаза, улыбнитесь друг другу. 1 упражнение – «Шарик надулся и лопнул»: положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш». 2 упражнение – «Жуки»: встать спинками друг к другу, одну руку положить на грудь, другую на живот. На продолжительном выдохе произносить звук «ж». 3 упражнение – «Пение лягушки»: повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе активно работать диафрагмой, произносить звук «ква». - Молодцы, ребята, всё выполняли правильно, соблюдали все правила. Дышали, носиком вдыхали, Педагог задаёт проблемный вопрос: «Как вы узнаете, что мама печёт булочки на кухне, если вы находитесь в другой комнате? Кто поможет вам в этом?» (Нос, мы почувствуем, как пахнет). Вы ребята правильно сказали, что нос нам нужен не только для того, чтобы дышать, но и для того чтобы чувствовать запахи. Особенно это важно зверькам в лесу, т. к. запах может быть сигналом опасности или пищи, без которой нельзя обойтись. Хотите попробовать поохотиться? Игра «Охота». (Дети делятся на две команды. Дети с темными волосами ищут стаканчики с запахом апельсина. Дети со светлыми волосами ищут стаканчики с запахом сосны). Фырка:А почему я ничего не чувствую? Нюхаю, нюхаю и ничего. Педагог высказывает предположение о том, что Фырка простудился и у него не дышит нос, обращается к детям с вопросом: «Могут ли онипомочь Фырке советом, как вылечиться от простуды? (Погреть ноги, попить горячий чай, закапать в нос лекарство, выпить таблетку) Педагог:Это всё правильно, но сейчас мы этого всего сделать не сможем. А есть ли какое-нибудь средство, которое поможет прямо сейчас? (Массаж) Массаж. Педагог предлагает сделать его вмести с детьми. Показать массаж «улитка» и рассказать, как его делать? От крылечка до калитки (Трут указательные пальцы, массируя сверху вниз и снизу вверх переносицу 10-15 раз). Фырка:Ура! У меня задышал нос! Я чувствую запахи! И настроение у меня улучшилось, хочется бегать, играть, веселиться! Педагог: Вот оказывается, в чем была причина твоего плохого настроения. Ну, тогда, сейчас предлагаю вам поиграть с песком. Песочные игры. На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Повторяют за воспитателем, делают отпечатки ладоней. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Когда дети получили образец устного описания своих ощущений, они попробуют сами рассказать о том, что чувствуют. Педагог переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Дети рассказывают. Обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы ощущения изменить. Может, подвигать руками? Попробовать: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка); «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) Дети повторяют движения руками за педагогом. |
Заключительная часть |
Йоник благодарит детей за интересную встречу и спрашивает детей: Кому мы сегодня помогали? Что нового вы узнали? Ребята, вспомните и назовите мне три правила здорового дыхания. (Дети вспоминают три правила) Понравилась ли вам встреча? А что понравилось больше всего? О чём вы расскажете дома? О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии? Ребята, вы сегодня хорошо занимались! Зуррэхмэт, саубулыгызбалалар. Дети прощаются с Йоником, он исчезает (с песней «До свидания музыка»). Упражнение «Сухой душ» Очень жаль нам расставаться, Детям предлагается пройти через «сухой душ». Педагог: Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый на занятии, сохранится в вас надолго. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.