Поэмы Михаила Лермонтова. Голос эпохи
15 октября исполняется 206 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Вспомним главные поэмы в его творчестве.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Калашников». Илья Ефимович Репин
«Кулачный бой». Илл. Виктора Васнецова. Итальянский карандаш. 1891 г.
|
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» увидела свет в 1838 году. А в 1940 году открыла собой первый и единственный прижизненный сборник стихотворений Михаила Лермонтова, который так и назывался — «Стихотворения». Лермонтов в своей лирике и прозе особенно часто обращается к историческим мотивам. Когда мы говорим о Песне про купца Калашникова, история здесь имеет особое значение. Речь идет об эпохе Ивана Грозного, когда страна была разделена на земщину и опричнину. Лермонтов не случайно обращается в своей поэме к фольклорному началу. Он вводит реальный образ царя Ивана Грозного, но по закону фольклорного жанра царь-батюшка должен быть добрым и милостивым, однако в финале поэмы царь казнит Калашникова. Становится ясно, что романтик-Лермонтов рассуждает над вечным вопросом своей эпохи «нужны ли люди чести той власти, которая существует в это время?» Купец Калашников — в центре поэмы. Он дважды остается покорным судьбе и дважды бунтует. Он знает, что, подняв руку на опричника, он обрекает себя на смерть, но он покорен судьбе, так как поступить иначе не может. То же самое и в финале поэмы — он покорен воле царя, который приговаривает его к смерти, но в этой покорности есть высший бунт против несправедливого приговора. Купец Калашников — романтический герой. Иван Грозный и опричник Кирибеевич — тоже романтические герои, они тоже бунтуют: Кирибеевич замахивается на узы брака, а царь санкционирует это. Однако их бунт — ничтожен и эгоистичен. |
«Мцыри»
«Исповедь Мцыри». Илл. Леонида Пастернака. Черная акварель. 1891 г.
«Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей)». 1837 г. Картина Михаила Лермонтова. Картон, масло. Институт русской литературы, Санкт-Петербург
|
В этом же сборнике представлена и поэма «Мцыри», действие которой происходит на Кавказе. Кавказский мир в творчестве Лермонтова играет особую роль. Существует версия, что сам Лермонтов слышал легенду о герое войны 1812 года генерале Ермолове, который оставил в монастыре пленного ребенка. Кавказ — это тот регион, где на протяжении столетий сталкивались несколько цивилизаций и культур. Для романтической поэзии это еще и территория свободы, территория противостояния человека и стихии. «Мцыри» — романтическая поэма. Центральное событие сюжета — бегство героя, неудовлетворенного собой и жизнью, бросающего вызов стихии. Главный герой поэмы — юноша, в этом парадокс и сила поэмы. Романтический герой обычно бежит из родных мест, где его притесняют, в места вольные и неведомые, здесь же получается почти наоборот — герой бежит в вольные и неведомые места, но в то же время родные. Поэму «Мцыри» очень часто сравнивают с «Шильонским узником» Байрона, однако ключевое отличие между героем Байрона и Мцыри в том, что герой Байрона ненавидит людей, а Мцыри к ним стремится. Очень важен финал поэмы, он неоднозначен. С одной стороны, герой гибнет в монастыре, однако последние строки допускают разное толкование: «И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну!..» Восклицательный знак в конце свидетельствует о том, что герой не сломлен, и он достигнет своей цели, но уже после смерти. |
«Демон»
Михаил Врубель. «Тамара и Демон». Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова. 1890 г.
Второй лист автографа-посвящения к поэме «Демон» с рисунком Михаила Лермонтова |
Если «Песня про купца Калашникова» и поэма «Мцыри» были опубликованы в 1840 году, то поэма «Демон» увидела свет уже после смерти поэта – в 1842 году в «Отечественных записках». Напечатана она была лишь в отрывках. «Демон» едва ли не главное произведение Лермонтова. Он работал над ним почти всю свою недолгую жизнь. Последняя редакция, в которой мы сейчас и читаем этот текст, датирована 1840-м годом. Поэма «Демон» обращается к очень мощной литературной традиции, где говорится о падшем ангеле, который стал демоном, о существе, которое было приближено к богу, но, согрешив, стало ангелом тьмы. Эта тема встречается и в «Фаусте» Гете, и в «Потерянном рае» Мильтона. Вопрос, которым задается Лермонтов: «Зачем создано зло, какую роль оно играет в мироздании?», имеет очень важное философское и личное значение для поэта. В своем творчестве Лермонтов регулярно изображал человека, который балансирует на грани добра и зла. Образ Демона претерпевает эволюцию от редакции к редакции. В первых вариантах он больше напоминает Печорина, сознательно соблазняет Тамару и ставит ее перед лицом смерти. В итоге мы видим сложную и загадочную коллизию. Демон как будто перестает быть демоном, его любовь к Тамаре имеет явный человеческий смысл. Это то чувство, которое возникает между двумя людьми. Демон во второй раз бунтует против господней воли, когда стремится возвратиться в мир добра, но он терпит неудачу уже как человек, который не достиг успеха в любви. Поэма была опубликована полностью в 1856 году в Германии, а до читателя в России дошла лишь в 1860 году, в уже совершенно другую литературную эпоху. Это удивительный случай, когда голос поэта, который уже ушел из жизни, прозвучал в полную силу спустя долгое время. |