Виктор Талалихин. Подвиг русского летчика
Отважный лётчик Виктор Талалихин за свой подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза, став одним из известнейших людей, сражавшихся за нашу Родину. Кем был этот человек, ставший в один ряд с 28 панфиловцами, Зоей Космодемьянской и Александром Матросовым? Подробнее о подвиге великого человека — в нашей статье.
Изображение с сайта m24.ru.
Виктор Васильевич Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии в крестьянской семье. Окончив семь классов, после школы юноша отправился учиться в фабрично-заводское училище, а затем работал на мясокомбинате.
Увлечение полётами было присуще всей семье Талалихина — его родные братья уже служили в авиации, когда Виктор только начал делать первые шаги к своему увлечению. Сначала были занятия в аэроклубе. Его преподаватель ценил юношу, хотя и отмечал, что молодость и горячность берёт над молодым человеком верх, а для улучшения полётных качеств пилота необходима холодность и рассудочность.
В 1938 году Талалихин окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в звании младшего лейтенанта. В 1939 году началась советско-финляндская война, в которой Талалихин проявил себя прекрасным лётчиком. Так, в эскадрилье капитана Королёва на долю Виктора выпало 47 вылетов.
Великая Отечественная война
После финской войны Талалихин не оставил службу, а весной 1941 года, получив должность командира звена, вступил в 177-й ИАП (истребительный авиационный полк). Уже с 22 июля лётчики ИАП участвовали в отражении нападения немцев на столицу. На остаток месяца на счету боевых вылетов полка значилось 44 ночных вылета и 93 дневных. В этих вылетах также участвовал Талалихин. Первым сбитым немецким бомбардировщиком Талалихина стал «Юнкерс» в ночь на шестое августа. Однако позже в жизни Виктора случился тот самый таран, сделавший лётчика известным на весь мир.
Ночной таран и героический подвиг
В ночь на седьмое августа 1941 года во время патрулирования южнее Подольска Талалихин начал перехват немецкого бомбардировщика «Хейнкеля −111». Расстреляв патроны, советский лётчик видел, что сбить вражеский самолёт не удалось, тогда и было принято решение пойти на таран. От удара собственный самолёт Талалихина перевернулся, и лётчик был вынужден бросить управление и прыгать с парашютом. Виктору удалось удачно приземлиться, тогда как вражеский бомбардировщик был уничтожен.
Вот как описывал свой первый (да и первый в СССР) ночной таран сам Талалихин:
«Немецкий самолёт был замечен на высоте 4500 метров в районе деревни Н. Мне приказали перехватить врага, и я немедленно вылетел наперерез ему. Вскоре я увидел слева от себя вражескую машину. Запас скорости у меня был очень большой, и я свободно настиг фашистского стервятника. Приходилось даже убавлять газ, чтобы не обогнать немца, хотя он, как говорят у нас, «летел на всю железку». Потом я зашёл неприятелю в хвост и первой же пулемётной очередью повредил правый мотор. Бомбардировщик развернулся и бросился наутёк от Москвы.
Преследуя уходящий самолёт, я расстреливал его из пулемёта. Но, видно, «беглец» был из опытных. Он упорно увёртывался от огня и шёл вперёд, хотя и со снижением. К этому времени у меня кончились боеприпасы. Принимаю решение: таранить. Стараюсь подойти к немцу поближе и винтом отрубить ему хвост. Когда до врага осталось метров 10–15, из хвостовой точки неприятельского самолёта засверкала пулемётная очередь. Пули пролетели с правой стороны кабины, обожгли руку. Тогда я со злостью сказал себе: «Вас четверо, я один. Посчитаемся». Дал газ и врезался в фашистский самолёт.
От удара мой самолёт перевернулся на спину. Надо прыгать. Высота 2500 метров. Выбираюсь из кабины с парашютом, делаю затяжку на 800–900 метров. Ясно слышу гул своего самолёта, пролетающего мимо меня. Когда парашют раскрылся, я увидел горящий бомбардировщик противника, устремившийся к земле. Приземлился я удачно, и первое, что захотелось узнать, — который сейчас час. Всматриваюсь в циферблат своих часов. Оказывается, при ударе они остановились. Стрелки показывают 23 часа 28 минут. Деревня, возле которой я опустился, находится в 35 километрах от Москвы. Колхозники по-братски встретили меня: быстро перевязали руку, переодели, напоили молоком и помогли добраться до ближайшей воинской части.
После небольшого отдыха поехали к месту падения немецкого бомбардировщика. Среди обломков машины лежали четыре трупа. На шее одного лётчика — вероятно, стрелка — видна рана: пуля прошла навылет. Командиром экипажа оказался офицер, награждённый «Железным крестом» за польскую кампанию 1939 года и особым отличительным знаком за Нарвик. Мы нашли в кабине самолёта план Москвы, личные документы экипажа, оружие, взятое на случай обороны при вынужденной посадке — «парабеллумы», «браунинги», ножи. Немцам не удалось сбросить свой смертоносный груз на Москву. На месте падения самолёта «Хейнкель-111» мы обнаружили много зажигательных бомб...».
Расскажите свою историю о Великой Победе на нашем конкурсе «Пылали победившие гвоздики»: присылайте методические разработки занятий и исторические эссе.
На следующий день после совершения тарана по радио было объявлено всей стране о боевом подвиге Талалихина. А уже девятого августа в газетах был напечатан портрет героя и указ президиума Верховного Совета СССР о присвоении лётчику звания Героя Советского Союза. Двадцати двух летнему юноше вручили медаль «Золотая звезда» и Орден Ленина.
Гибель героя. Память о Талалихине
После прославленного подвига Талалихин совершил ещё ни одно боевое действие. Не только отличаясь храбростью и решимостью в бою, он с успехом выполнял и свои обязанности командира эскадрильи. Виктор Васильевич требовательно относился к своим подопечным, следил за дисциплиной и преследовал малейшую дезорганизацию.
Смерть настигла храброго героя в октябре 1941 года во время боевого вылета. Под Подольском шесть истребителей прикрывали советскую армию недалеко от деревни Каменки. Вступив бой с одним из «Мессеров» Ме-109, Талалихин сбил вражеский самолёт, однако и сам получил ранение в голову. Не сумев оправиться от полученой раны, Виктор Талалихин погиб вместе со своим самолётом.
Похоронили героя на Новодьевичьем кладбище в Москве. Его имя носят улицы не только в России (в Москве, Борисоглебске, Краснодаре, Новгороде, Оренбурге, Омске и многих других), но и в Украине (в Виннице, Днепре, Мариуполе, Запорожье) и в Белоруссии (в Гомеле). Помимо названия школ и других учреждений имя Талалихина носят один из кораблей Морского Флота России и даже город Домодедовского района недалеко от места падения самолёта. Памятники в честь подвига Талалихина установлены в Подольске, Москве и Саратове.
#ADVERTISING_INSERT#