Подростковый суицид: как предотвратить?
Проблемы, страхи, комплексы, враждебность и безразличие побуждают современных подростков думать, что жизнь тяжела и бессмысленна. Ребята не понимают, как себе помочь, и совершают непоправимое, поддавшись минутному порыву. Михаил Игоревич Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии, рассказал о настоящих причинах суицидального поведения подростков, ресурсах профилактической работы в семье и школе, а также о формировании антисуицидального мировоззрения.
Фотография: Background photo created by rawpixel.com - www.freepik.com
С начала двухтысячных мы отмечали постоянное снижение числа самоубийств (почти в три раза). Но когда была объявлена пандемия, и появились ограничения, многие не смогли адаптироваться. За 2019–2020 гг. количество людей, решивших расстаться с жизнью, вновь стало расти. Например, девочка всю жизнь занималась балетом, но коронавирус лишил ее любимого дела. В итоге нет ни тренировок, ни гастролей, ни концертов — она теряет форму, мотивация постепенно гаснет, а вместе с депрессией появляются и суицидальные мысли. Это лишь один из случаев.
Кризис современной диагностики
Допустим, родители или педагог заметили, что ребенок ведет себя странно, но он, как это заведено у подростков, не хочет откровенничать. Что делать? Очень мало специалистов, которые работают с такими ситуациями. Психолог может выслушать, дать совет, но он не является профессиональным суицидологом, поэтому многие нюансы ему не знакомы.
История с пермским стрелком стала показательной. Первый вопрос: почему убийца не состоял на учете в ПНД? Получается, человек может зайти в интернет, посмотреть, как нужно ответить на тесты, чтобы обмануть специалиста, и получить справку — здоров. У психиатра нет оснований отказать в выдаче, если только пациент не в состоянии психоза. Так опасный и психически больной человек оказывается на свободе — и происходит трагедия.
«Больше 20% граждан, в том числе детей, имеют психические отклонения. Их может выявить только квалифицированный психиатр. Но давайте начистоту: к нему мало кто обращается. А помочь справиться с проблемой и предотвратить самоубийство может только психиатр, — не психолог, и уж тем более учитель. Еще около 20% людей в принципе не знают, что находятся в зоне риска: они предрасположены к психическим заболеваниям. Соответственно и профессиональной помощи никто из них не ищет».
Мировоззрение поможет избежать самоубийств
Между суицидальным и самоповреждающим поведением есть разница. В первом случае человек решает свести счеты с жизнью, во втором — пытается привлечь внимание. Стратегии работы здесь должны быть разными.
Суицидент для психолога, как пациент с IV стадией рака — для врача. У него не сформированы ценности, нет привязанностей, а понятие добра и зла размыто. Еще в начальных классах становится понятно, будет ребенок самостоятельно решать свои проблемы или выберет стратегию избегания. На модель поведения влияет, прежде всего, семья.
Интересно, в республике Ингушетия (особенно селах), Дагестане, общинах старообрядцев практически не встречаются самоубийства. Все дело в мировоззрении, в тех принципах, на которых строится жизнь населения. Они станут для человека иммунитетом, который защитит его от опасности суицида.«Для предотвращения беды необходимо заниматься первичной профилактикой. Как говорит академик Олег Иванович Аполихин: „Есть сотни способов борьбы с плесенью, но сначала надо устранить сырость“. Наша задача — сформировать личность ребенка таким образом, чтобы у него не возникло даже мысли о суициде».
Вседозволенность — угроза для жизни детей
Ювенальная юстиция поставила ребенка выше родителей, воспитателей и педагогов. Раньше иерархия была другой: отец — глава семейства, следом — мать, а потом уже дети, которые, правда, были в основном бесправны. С возрастом маленькому человеку давали все больше задач, параллельно увеличивалась ответственность, у него появлялись права. Потом юноша создает свою семью и сам становится главным. Это путь из рядового в генералы.
Сейчас все наоборот. Малыша с детства делают генералом, а остальные — у него в адъютантах. Когда статус ребенка оспаривается, родители вступают в конфликт, обостряя проблему. Вплоть до того, что мама с папой не пускают воспитанника в школу из-за его страха перед двойками.
«Помните: вседозволенность делает ребенка эгоистичным, инфантильным, безответственным и надменным. В его голове образуется своего рода «мировоззренческая каша», которая грозит деструктивным поведением в будущем».
Классическая литература — пропаганда самоубийств?
Во многих классических произведениях самоубийство отображено как нечто романтическое и оригинальное. «Бедная Лиза», «Ромео и Джульетта» и др. могут запустить механизм отражательного поведения. Но этот процент слишком мал, чтобы бить тревогу.
Все дело в правильной подаче материала. Ту же «Анну Каренину» можно использовать как способ отбить у впечатлительных подростков желание покончить с собой. Такие уроки литературы станут благодатной почвой для работы школьного психолога. После занятия он поговорит с учениками о ценности жизни и ошибках, которые могут стать фатальными. Расскажет о возможных путях решения жизненных проблем и неурядиц. Для этой цели вы можете пригласить любого интересного вам и ребятам человека.
Что делать?
В основе работы с подростками — просвещение. Но это не должна быть разовая акция. Чтобы серьезные разговоры на откровенные темы велись регулярно, и чтобы у ребят не возникало желания сбежать в первые секунды, важно попросить помощи у педагогов.
«Мало один раз организовать классный час, нужно систематически объяснять ребятам: нельзя забирать жизнь как у другого человека, так и у себя самого. Неслучайно это стало одной из главных заповедей большинства религий. Во время бесед предложите ученикам записать, в чем для них смысл жизни».
Полистайте книгу «Выход есть всегда: как не совершить непоправимое». Она рекомендована в качестве профилактики суицида.
Можете устроить киносеанс для родителей, школьников и посмотреть короткометражку «Письмо отца». Она основана на реальных письмах людей, чьи дети совершили непоправимое. Взрослые мгновенно проникнутся и поймут, что именно они влияют на судьбу своего ребенка, а дети задумаются над тяжелыми последствиями, к которым неизбежно приведет самоубийство.
Посмотрите вместе с ребятами документальный фильм «Себя убить нельзя». В нем те, кто пытался свести счеты с жизнью, но остался жив, объясняют на своем горьком опыте: суицид — не выход, а тупиковое решение.
Если вы заметили признаки суицидального поведения у ребенка, аккуратно предложите вместе с ним посетить один из сайтов (в зависимости от ситуации):
- https://vetkaivi.ru/ — пострадавшим от насилия;
- https://boleem.com/ — страдающим от тяжелой болезни.
Обсудите возникшие мысли. Спросите, что ему непонятно, что пугает, а с чем он не согласен и почему. Составьте план на будущее, включите в него желания и мечты подростка. Сделайте акцент: человек сам создает свою судьбу и способен преодолеть любые трудности.
«Помогите детям понять, что самоубийство — не героизм, скорее — дезертирство!»