Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ
Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ требует от учителя большого душевного и интеллектуального труда. К сожалению, детская жестокость часто делает «особых» ровесников изгоями и целью насмешек. Задача учителя, формируя в классном коллективе эмпатию и толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения».Основные рекомендации педагогам.
Подготовить класс к приходу ребенка с ОВЗ, преодолеть проблемы барьера общения здоровых и «особых» детей, обеспечить включение детей с особенностями развития в общую жизнь класса поможет работа по следующим направлениям.
Просветительское.
● Знакомство с принципами интегрированного образования. Беседа по теме: «Что такое интегрированное образование». Цель — раскрыть детям основные принципы интегрированного образования, особенности обучения их одноклассника с ОВЗ, трудности его жизни.
● Знакомство с правовой системой инклюзии. Беседа «Единство прав и возможностей». Цель — познакомить детей с общими правами ребенка и правами инвалидов, с политикой государства по инклюзивному образованию и интеграцией людей с ОВЗ в общестово. Использовать документы «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Во время бесед ставить вопросы с просьбой обоснованных ответов.
1-4 класс. «Смогли бы вы дружить с одноклассником с ОВЗ?». «Чему вы и одноклассник с ОВЗ можете научить друг друга?» «Что значит дружить без барьеров с одноклассником с ОВЗ?»
5-9 класс. «Какие чувства вы испытываете, видя ровесника с ОВЗ?» «Знаете ли вы людей с ОВЗ, победивших судьбу?» «Как сделать наш мир доступней для людей с ОВЗ?» «Что мы можем сделать, чтобы исчезли барьеры между здоровыми людьми и людьми с ОВЗ?»
10-11класс. «Что значит равенство прав всех людей, независимо от их учебных способностей и особенностей развития?» «Что значит доступность окружающей среды для людей с ОВЗ?» «Как вы понимаете термин „безбарьерная среда для людей с ОВЗ?“
● Формирование убежденности в талантах, способностях людей с ОВЗ и уважения к ним:
— Цикл классных часов „Великие люди с особенностями здоровья“ с использованием видеозаписей и аудиозаписей. Цель — продемонстрировать здоровым детям сильные уникальные качества людей с ОВЗ. Например „Гениальность С. Хокинга“, „Героизм параолимпийцев“, „ОВЗ и достижения в искусстве“. В последнем обсудить одаренность людей с ОВЗ, начиная от композитора Бетховена и заканчивая победителем детского „Голоса“ Данилой Плужниковым.
— Встречи с паралимпийцами, посещение их тренировок и соревнований, выступлений танцоров-колясочников и т.п.
В результате здоровые дети осознают трудности людей с ОВЗ, пути их преодоления, узнают о работе государства по созданию безбарьерного общения и захотят принять в ней участие.
Психологическое
● Создание в классе безбарьерной среды. Беседы, классные часы, общие собрания здоровых детей и их родетелей.
— темы в старшей школе „Разрушение барьеров и стереотипов в отношении людей с ОВЗ“
— в младшей и средней » Люди с ОВЗ и как им помочь«.
Общая цель — развивать у детей принятие одноклассника с ОВЗ, несмотря на трудности, с которыми придется столкнуться, искать в этом помощь у своих родителей.
Рассотрим прием «Сила слова» для собрания здоровых учеников и их родителей по теме «Наша помощь новому ученику с ОВЗ». Цель — выбрать оптимальную терминологию для общения с «особыми» людьми.
1. Учитель пишет на доске слова, употребляемые в отношении людей с ОВЗ: «Колясочник(привязанный к коляске), инвалид (нетрудоспособный), калека, физически или умственно неполноценный, трудно обучаемое лицо, психически больной, специальные нужды, расщелина позвоночника, человек с ограниченными возможностями здоровья».
2. Учитель просит каждого обдумать и сказать, какие слова показывают положительное отношение к людям с ОВЗ, какие — отрицательное, какие нейтральное, объяснив причину своего решения.
3. Все вместе обсуждают варианты употребления слов.
4. Составляется список специфических слов, демонстрирующих доброе отношение к ребенку с ОВЗ.
5. Из учеников избирается «комитет ответственных за добрые слова», заботящийся об их применении к новому однокласснику.
Результат. Исчезает отношение к людям с ОВЗ как к калекам и появляется новое — люди, требующие особых условий в общении и учебе.
●Обучение навыкам коммуникативной толерантности:
— в старшей школе тренинги с общей целью: формировать поисковую деятельность и научиться самостоятельно решать проблемы в ситуации общения с ровесником с ОВЗ, развивать эмоциональный интеллект.
— в средней и младшей школе игры-иммитации с общей целью: дать ученикам ощущения и понимание испытаний детей с ОВЗ и вместе с учителем учиться им помогать.
Пример: Игра-имитация «С завязанными глазами» Цель — развивать социальные мотивы поведения, формировать навык помощи «особым» ровесникам.
1. Учитель выбирает двух добровольцев. Одного — для имитации «слепоты», второго — его помощником.
2. Учитель завязывает «слепому» глаза и дает задание: «Пройди от двери класса к доске, возьми мел, на доске напиши свое имя, положи мел и вернись за свою парту».
3. Учитель дает задание помощнику: «Обергай „слепого“ от столкновений с окружающими предметами и от падений. Но помогай „слепому“ исключительно по его просьбе»
4. После окончания игры учитель задает вопросы:
— «слепому»: «Что ты чувствовал?». «Что ты делал?» «Было ли тебе трудно?» «Что было самым трудным?»
— помощнику: «Хотел ли ты помочь?» «Когда ты особенно хотел помочь?»
— классу: «Где „слепому“ было особенно трудно?» «С какими еще трудностями встречаются люди совсем не видящие?»
● Развитие способности к эмпатии.
— в младшей и средней школе внеклассные и внешкольные мероприятия с использованием игр «Испорченный телефон», «Передай другому», «Найди себе пару», «Подарки», «Мы так похожи».
— в старшей школе дискуссии «Наши роли», «Все — некоторые — только я», тренинг «4 позиции восприятия».
— индивидуальные беседы с наиболее агрессивными учениками, поручение им взять на себя покровительство и защиту одноклассника с ОВЗ.
Общая цель — развитие эмпатии к людям с ОВЗ
Для всех возрастов полезно упражнение «Объятия за плечи». В его основе — стимулиция древнейшей тонической мускулатуры, связанной с эмоциональным и другими важными отделами мозга. Цель — стимулировать эмпатию, нейтрализовать враждебость и агрессивность. Специалист нейропсихолгии К. Ханнофорд уверена: воздействие объятием на тоническую систему плечей дает глубокие позитивные чувства, умировтворенность, принятие себя и окружения.
1. Дети стоят по кругу
2. Учитель просит одного ученика: «Повернись к соседу слева и обними его за плечи.
3. Учитель просит принявшего оьъятия: » Теперь ты повернись к соседу слева и обними его за плечи"
4. Учитель говорит: «Проделайте упражнение по кругу, пока все ученики не почувствуют «объятия».
5. Учитель говорит: «Все обнимите себя за плечи, про себя назовите свое имя и скажите, как сильно себя любите»
Результат: Стимулирования способности к эмпатии и через тоническую систему оздоровление вегетативной и нейроэндокринной систем.
Труд учителя по принятию здоровыми детьми одноклассников с особыми образовательными потребностями снизит к ним враждебность, приведет к переосмыслению отношений с позиции толерантности, эмпатии, желания помочь. Значит, совершится еще один шаг к безбарьерному инклюзивному образованию и гуманному российскому обществу