Работа с текстом при подготовке к ВПР
Подготовка к Всероссийской проверочной работе идет на протяжении всей начальной школы. Особое внимание на уроках русского языка, а также на занятиях по другим предметам, важно уделить развитию письменной и устной речи. Как улучшить план подготовки, с двойной пользой повторять пройденный материал и подвести выполнение задания к нужному результату – рассказал в вебинаре один из наших авторов, член Орфографической комиссии РАН Станислав Иванов.Результаты ВПР
Данные Всероссийских проверочных работ для четвертых классов показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не дает ожидаемых образовательных результатов. Это повод пересмотреть методы и приемы подготовки учащихся. Для начала нужно обозначить учебную цель. Умение обучающихся правильно создавать устные и письменные тексты – это показатель общей культуры и уровня социализации ребят. Следовательно, работа с текстом при подготовке к ВПР – это развитие одного из элементов общей культуры человека.
Существует заблуждение, что обогащать речь нужно преимущественно в процессе творческой деятельности, и чем больше творческих работ выполнит ученик, тем лучше он станет письменно и устно работать с материалом. Это не так. Распространенный вопрос «о чем текст?» который, казалось бы, должен развивать навык анализа у детей, на самом деле является малоэффективным в 1-4 классах. Для начала ребенку необходимо накопить знания.
Образец как основа обучения
Речь развивается по образцу. Образцы бывают двух видов:
-
Явные: речь учителя, примеры форм слов и синтаксических конструкций, информация из словарей.
-
Срытые: вопросы и задания, подготовленные учителем к текстам.
В идеале, учитель младших классов сам должен стать скрытым образцом и в каждом вопросе, в каждом упражнении подводить детей к определенным ответам, формулировкам, выводам. Даже если школьник не дает тот ответ, к которому его подводит педагог, все равно происходит накопление речевых образцов (они будут использованы в будущем).
УМК «Русский язык (1-4)» корпорации «Российский учебник» авторства Станислава Иванова разработан с учетом активного использования на уроках явных образцов. Что примечательно, тексты в изданиях написаны простым языком, некоторые от имени детей, а электронные формы учебников содержат аудиозаписи, на которых материалы (например, для изложения), озвучены детскими голосами. Благодаря этому ученикам проще включать образцы в свою устную и письменную речь.
Многие упражнения УМК связаны со структурой текста. Это соответствует подготовке обучающихся к ВПР. Конечно, важна комплексная работа, но учебный материал 1-4 классов должен в первую очередь заложить основы развития речи. Задания ВПР проверяют умение школьника этой речью пользоваться. С выразительностью текстов ребята еще успеют познакомиться в средней школе.
Варианты заданий для тренировки речи
-
Даны текст и варианты заголовков к нему. Ученик должен выбрать, какой заголовок лучше передает основную мысль текста. Если представлен рассказ, например, про лису, то без подсказок младшеклассник, скорее всего, назовет его «Лиса». Подсказки же могут обогатить речь ребенка такими выражениями, как «Пушистая охотница», «Не кошка, а мышей ловит».
-
Даны текст и вопросы к нему. Вопросы соответствуют частям рассказа и помогают ученику сформулировать основную мысль каждого абзаца. Ответы, в результате, представляют собой план текста. Можно включить неправильный вопрос, который ребенок должен найти и исправить. Такое упражнение направлено на отработку одновременно заданий №7 и №8 предстоящего ВПР (составление плана и формулировка вопроса для одноклассников).
-
Даны текст, инструкция по составлению плана и вариант плана к тексту. Ученику нужно проанализировать предложенный вариант, сравнить текст, план и основную мысль, сформулированную в заголовке.
-
Даны условия, по которым ученик должен самостоятельно составить текст. Условия включают название и план с развернутым описанием каждого абзаца.
-
Дан текст с перепутанными абзацами. Необходимо восстановить рассказ, озаглавить, составить план. Кроме того ученику нужно сравнить свою работу с другими возможными ответами – они представлены в учебнике.
-
Дан рассказ о кошке, написанный от имени девочки. Ученик должен с опорой на образец написать рассказ о своей кошке, собаке или любом другом домашнем животном, которое ему нравится.
-
Дан рассказ о сирени и рябине Юрия Коваля со сравнением и противопоставлением. Школьнику необходимо написать собственный текст, воспользовавшись этим приемом.
-
Даны вторые части предложений, нужно придумать начало. Например: «…, поэтому слово называется многозначным». Это задание помогает справиться с известной проблемой: неумением учеников формулировать ответы и составлять вопросы.
-
Даны вопросы по теории русского языка с формулировкой «Почему…?» Например, «Почему нельзя сказать, что слово состоит только из звуков?» Подобные задания не только позволяют повторить теорию, но и учат детей давать развернутые ответы.
-
Даны первые части предложений, их нужно продолжить, используя «так как», «потому что», «поэтому». Например: «В моей комнате всегда порядок, …».
Эти варианты заданий могут быть использованы учителями начальных классов на основе учебников или же текстов из других источников. В любом случае педагогические технологии должны включать предварительное выполнение упражнений самим учителем, чтобы было понятно, чего именно ждать от детей, к чему их подводить. Тогда уровень знаний школьников действительно будет расти и развиваться в нужном направлении.