Подготовка к олимпиадам по обществознанию
Проходные баллы на факультеты социально-гуманитарной направленности очень высоки, и просто хорошего результата ЕГЭ выпускнику недостаточно, чтобы попасть на бюджетное место. Ему нужны бонусы — такие, например, как победы на олимпиадах. Конкуренция в этой области настолько велика, что уже появилось немало научных статей по подготовке к олимпиадам и их месту в изучении обществознания. Один из наших авторов, кандидат педагогических наук Ольга Соболева, ответила на главные вопросы актуальной темы.Какие олимпиады дают льготы при поступлении в вузы?
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (с изменениями и дополнениями), всероссийские олимпиады школьников открывают возможность быть зачисленным в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки, соответствующие профилю олимпиады. Результаты действительны 4 года, используются 1 раз, результат ЕГЭ при этом должен быть не менее 75 баллов.
Есть также предметные олимпиады, дающие льготу в 100 баллов по предмету, которому соответствует олимпиада, или 100 баллов за дополнительное вступительное испытание (внутренний экзамен в вузе). Информацию о них можно найти в положениях конкретных высших учебных заведений, факультетов.
Третий уровень в системе олимпиад, дающих льготы при поступлении в вузы — предметные олимпиады, по итогам которых ученик тоже может получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.
Каждое высшее учебное заведение обязано в срок не позднее 1 июня опубликовать информацию о льготах, предоставляемых победителям и призерам олимпиад.
Как распознать олимпиадника?
- По теме каждого урока предлагайте ученикам творческие домашние задания и задания повышенного уровня сложности.
- На каждой самостоятельной работе и контрольной работе также предлагайте задания повышенного уровня сложности.
- Предоставьте всем ученикам реальную возможность участвовать в школьном туре всероссийской олимпиады с 7 класса.
- Ведите элективные курсы.
- Проводите предметные игры и конкурсы.
- Отправляйте перспективных учеников на дополнительные занятия.
- Относитесь к ученикам непредвзято (олимпиады часто выигрывают именно те ученики, которые вступают в споры с учителями на уроках).
- Различайте три типа олимпиадников:
- Идеальный вариант: увлекается обществознанием с 6-7 класса, посещает соответствующие кружки и элективные курсы, все «гуглит», участвует в предметных конкурсах и олимпиадах, отлично проходит все ВПР, НИКО и ОГЭ по обществознанию, В 10 классе заканчивает курс подготовки к ЕГЭ и проходит курс истории социальной мысли, в 11 классе участвует во всех нужных олимпиадах (как всероссийских, так и вузовских).
- Оптимальный вариант: любит обществознание, сдает ОГЭ по обществознанию, В 10 классе заканчивает курс подготовки к ЕГЭ, усердно учит материал по истории социальной мысли и пробует участвовать во всероссийских олимпиадах по профилю, в 11 классе участвует во всех нужных олимпиадах.
- Авантюрный вариант: задумывается об олимпиаде только в 11 классе, главной задачей ставит хороший результат по ЕГЭ, готов целенаправленно готовиться к перспективным для себя олимпиадам.
Как выбрать олимпиаду?
- Оцените шансы на победу во всероссийской олимпиаде школьников. Следует учитывать, что подготовка к ней полностью поглощает время и силы ученика.
- Проанализируйте правила приема в вузы и на факультеты, куда ученик собирается поступать. Каждое высшее учебное заведение решает самостоятельно, какую именно из льгот получают победители олимпиад. Льготы привязаны к уровням олимпиад и степеням дипломов (призер или победитель) и не могут относиться только к конкретным олимпиадам. Чем выше «класс» олимпиады, тем больше вузов в случае победы готовы принять выпускника на первый курс на специальных условиях.
- Составьте свой рейтинг олимпиад по критериям:
- льготы (и количество вузов);
- число участников (соперников);
- количество победителей (шансы на победу);
- типология заданий (соответствие индивидуальным способностям);
- временные рамки проведения (совпадение по срокам);
- число туров, число попыток (рост шансов);
- время на выполнение задания (соответствие индивидуальному тайм-менеджменту);
- территориальный аспект (возможность участия в очном туре);
- предметные области заданий (соответствие индивидуальному уровню знаний отдельных модулей курса).
Олимпиада выбрана. С чего начать?
- На сайте олимпиады изучите все разделы (архив заданий, изменения текущего года, рекомендации, список источников, тренировочный вариант и т.д.).
- Определите пробелы в знаниях и целенаправленно закрывайте их.
- Найдите помощь у коллег и на курсах повышения квалификации.
Как готовиться к конкретным видам заданий?
- «Да» или «нет». Тренируйтесь на заданиях «Верно ли утверждение?» из учебников.
- Задания на ряд понятий. Работайте с понятиями в системе (схемы, кластеры, облака тегов, пирамиды родовых и видовых понятий, пирамиды понятий/категорий/терминов), обращайтесь к широкому кругу понятий за рамками программы, учите историю социальной мысли.
- Экономические задачи. Сотрудничайте с учителями математики, решайте сложные экономические задачи (с использованием формул, терминов, графиков), подключите к подготовке специалиста по экономике.
- Правовые задачи. Обратитесь к многочисленным сборникам с задачами на данную тему, для подготовки к олимпиадам по праву изучайте кодексы, разборы судебных ситуаций (на юридических порталах), подключите специалиста.
- Логические задачи. Изучите правила решения логических задач разного типа.
- Продолжение притчи. Как можно больше читайте, слушайте и анализируйте притчи.
- Работа со статистикой и с результатами опросов. Подробно повторите понятия и темы: мнения и факты, проценты и абсолютные величины, погрешность результатов, статистическая значимость, респонденты, генеральная совокупность, выборка, репрезентативность, методы социологического исследования, множественный выбор категории опрошенных.
- Творческие задания (эссе, рецензии, проекты). Изучите критерии оценивания, постоянно тренируйте работу с высказываниями, расширяйте кругозор.
Все основные темы и задания для практических занятий, которые могут послужить началом подготовки к олимпиадным задачам, представлены в учебнике «Обществознание. Базовый уровень» для 11 класса.
#ADVERTISING_INSERT#