Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Обучение грамоте — сложный процесс, требующий тщательной подготовки. Если дома родители еще могут позволить себе пробовать для подготовки разные методики, то перед учителем стоит непростая задача выбрать одну универсальную методику, оптимальную для всех учеников, в том числе «продвинутых» и «слабых». Ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова рекомендует курсы «Тропинки» и «Предшкольная пора» корпорации «Российский учебник». Рассмотрим, какие важные для знакомства с грамотой умения и навыки приобретают дети, обучаясь по этим учебным программам.Главные принципы подготовки к обучению грамоте
До перехода в среднюю школу изучение грамоты выстраивается, как правило, следующим образом: Подготовка к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Готовность к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Обучение чтению и письму (Начальное образование) → Развитие навыков чтения и письма (Начальное образование). Основой для успешного формирования готовности к знакомству с грамотой является изучение звукового анализа и развитие графических навыков.
Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом:
- Выделять часто встречающийся в словах звук.
- Называть слова по определенному фонематическому признаку.
- Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков.
- Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава.
- В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры.
- Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.
- При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.
- Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы.
- Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы.
Особенности УМК «Тропинки» и «Предшкольная пора»
Корпорация «Российский учебник» представляет курсы «Тропинки» (для системного дошкольного образования) и «Предшкольная пора» (для групп кратковременного пребывания и для подготовки детей при школах). Проекты уже заслужили высокую оценку педагогов. В изданиях представлена методика подготовки к обучению чтению и письму, разработанная известным специалистом в области дошкольного и начального образования Лидией Журовой на основе популярного метода Даниила Эльконина. Методика предусматривает подготовку через пять этапов:
Первый этап (и самый важный). Отработка умений:
- интонационно выделять звук в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- выделять и называть первый звук в слове;
- различать твердые и мягкие парные согласные (без введения терминологии).
Второй этап. Обучение детей действию звукового состава слова. В ходе проведения звукового анализа слов идет моделирование звукового состава слова с помощью фишек.
Третий этап. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.
Четвертый этап. Знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки, и освоение механизма чтения.
Пятый этап. Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.
Разберем подробнее, как выстраивать звуковой анализ.
Операции действия звукового анализа
- Произнесение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава (идет согласование произношения и движения руки).
- Произнесение слова с интонационным выделением первого звука.
- Произнесение первого звука изолированно, так, как он слышится в слове.
- Обозначение звука фишкой (фишка ставится в первую клеточку).
- Продолжение работы с последующими звуками слова в указанной логике: ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук.
- После обозначения фишкой последнего звука – обязательное прочитывание всего слова целиком.
Первый этап – знакомство со звуками – очень важен. Если в группе за несколько месяцев до завершения дошкольного образования появляется новый ученик, то учителю необходимо сделать выбор: сразу учить читать такого ребенка или заняться его подготовкой? Верным решением будет выбор в пользу подготовки, поскольку знание фонем пригодится ребенку и в школе.
#ADVERTISING_INSERT#