«Подготовить случайного ребенка, поверьте мне, нереально»
Учитель истории и обществознания МБОУ «Матвеево-Курганская СОШ №3» Любовь Костенко о том, как подготовить ребенка на 100 баллов и о проблемах, с которыми сталкивается учитель при подготовке ребенка к ЕГЭ.
Любовь Костенко, учитель истории и обществознания МБОУ «Матвеево-Курганская СОШ №3»:
«Я в педагогике 40 лет — это не шутки. Правда, сначала я была учителем русского языка и литературы, но с работой по этому профилю у меня не сложилось, я вынуждена была переучиться на учителя обществознании и истории. Я для себя никогда не представляла другой специальности. Мама всегда рассказывала: я с детства решила, видимо, что буду учителем, у меня даже куклы были исключительно учениками.
На моем счету уже не один 100-бальник — но это, как правило, изначально очень одаренные дети, сильные. Такие дети редко встречаются. Это талант, подкрепленный целеустремленностью и огромным, тяжелым трудом. Подготовить случайного ребенка, поверьте мне, нереально. Если ученик не увлекается предметом, максимальная его планка — 80 баллов, исходя из моего опыта. Это при условии, что ребенок выполняет все условия учителя. В этом деле, конечно, важен интерес к предмету со стороны ребенка. Чем он выше — тем выше баллы за ЕГЭ.
Несмотря на то, что некоторые мои ученики добиваются высоких результатов, в этом году трое моих ребят даже не перешли порог. Это, на мой взгляд, одно из следствий полной незаинтересованности детей к тому, что происходит в мире. Чтобы знания по обществознанию или истории лучше усваивались, необходимо делать их частью контекста. Если контекста нет — знания усвоить на порядок тяжелее. Меня очень огорчает, когда ребята не могут дать ответ на самый простой вопрос, касающийся политики или общества, например. Это говорит об одном — детям, как и раньше, свойственно жить здесь и сейчас, но вот это «сейчас» очень редко выходит за границы собственного понимания о важном. Мир, общество, политика — многие школьники это важным не считают. Важно сдать ЕГЭ. Кому-то — чтобы поступить, кому-то — потому что «мама заставила».
Я разработала свою систему и ей следую: в 11 классе я начинаю все «с нуля», даю теорию последовательно, одну тему за другой. Как только заканчиваю с теорией (это, как правило, происходит в середине-конце апреля) перехожу к практике, решаю с детьми экзаменационные задания.Такой подход дает хороший результат: к моменту, когда мы приступаем к практике, пишем эссе, у ребенка весь курс есть в голове, ему гораздо проще. Подкрепляю я это требовательностью, всегда пытаюсь доказать значимость того, что преподаю. Я всегда говорю ученикам: «Со мной вы распрощаетесь 25 мая, а с моим предметом вам идти рука об руку еще всю жизнь».
Учителям же хочу посоветовать очень внимательно относится к тем учебникам, которые они выбирают для подготовки своих учеников, не бояться соединять информацию из нескольких пособий.
Все мы прекрасно понимаем, что редко один учебник может располагать всей необходимой информацией. За основу можно брать любой учебник издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ», они все хороши.Ученикам прежде всего мне хотелось бы посоветовать интересоваться жизнью вокруг себя и понять, что единственное желание учителя — помочь, поддержать, объяснить, поспособствовать. Не нужно бояться учителя, не нужно воспринимать его, как врага своей личной свободы, своего времени. Понятно, что очень тяжело сконцентрироваться на учебе, когда тебе 17, когда, кажется, каждую минуту своего времени нужно проводить с удовольствием. Найдите удовольствие в знании, и учиться сразу же станет проще и веселее. А главное — продуктивнее».