Почему 20?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение: сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Задачи урока
- Актуализировать приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Закреплять приём группировки слагаемых при вычислениях.
Закреплять умение использовать при вычислениях переместительное свойство сложения.
Закреплять понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение составлять краткую запись и моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, математическую речь учащихся.
Виды деятельности
- Запись числа, представленного в виде суммы десятков и единиц.
Вычисления в пределах 20 без перехода через десяток.
Прибавление однозначного числа к двузначному числу.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Составление краткой записи и схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Выбор схемы к задаче.
Выбор решения задачи.
Ключевые понятия
- Однозначное число, двузначное число, десятичный состав числа, прибавление единиц, вычитание единиц, решение задач, вычисления в пределах 20.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация десятичного состава двузначных чисел и умения использовать переместительное свойство сложения. Учащиеся записывают числа, представленные в виде суммы десятков и единиц. После выполнения задания можно предложить детям записать числа в порядке увеличения (12, 14, 15, 16, 18, 19) и назвать пропущенные числа второго десятка (11, 13, 17). Работа с заданием № 2 учебника. Вычислительный тренинг в пределах 20: прибавление и вычитание чисел 5, 10 и 20. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20. Ученики выполняют вычисления и отмечают записи с ответом 20. Работа с заданием № 3 учебника. Работа со схемой с опорой на краткую запись. Учитель рисует овал. Вопрос. Сколько всего орехов было у белочки? Ответ. Неизвестно. (Ставим знак «?» в окошко, обозначающее общее количество.) Делим овал на две части, расставляем на схеме другие данные: слева — букву Р (разгрызла) и число 7, справа сокращение «Ост.» (осталось) и число 13. Учащиеся записывают решение и ответ задачи. Решение: 7 + 13 = 20 (ор.). Ответ: 20 орехов. |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Решение текстовой задачи, составление схемы к её условию. Учитель рисует овал. Рассуждение: «В кучке было 45 орехов. (В овале записываем число 45.) Подсыпали ещё 32. (Расширяем овал и записываем число 32.)» Вопрос. Сколько стало? (Ставим знак «?» в окошко, обозначающее общее количество. Выполняем первое действие: 45 + 32 = 77.) «Белочка разгрызла 60 орехов. Сколько орехов осталось в кучке?» (Дополняем схему стрелкой, которая показывает уменьшение количества. Выполняем второе действие: 77 – 60 = 17.) Работа с интерактивным заданием. Выбор схемы к условию задачи. Ученики читают условие задачи, определяют, что известно и что нужно найти. Можно предложить сначала нарисовать схему к задаче в тетради, а затем — найти и отметить такую же схему в задании. Дополнительно дети могут сделать запись решения в тетради и потренироваться в составлении задач, используя данные на остальных схемах. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с интерактивным заданием. Выбор решения составной задачи. Учащиеся знакомятся с текстом задачи, определяют, что известно и что нужно найти. Можно предложить детям сначала составить краткую запись, объяснить выбор действий для решения задачи и сделать записи в тетради, а затем выбрать из четырёх предложенных вариантов верную запись решения задачи. Работа с заданием № 5 учебника. Решение текстовой задачи в два действия. Полезно составить к задаче не только краткую запись, но и изобразить схему к её условию. |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Тренировка в вычислениях в пределах 20, с использованием изученных приёмов (правило перестановки чисел в сумме, дополнение до круглого числа). Работа с интерактивным заданием. Заполнение пропусков в равенствах, с использованием приёмов дополнения до круглого числа и переместительного свойства сложения. |