Плюс 2. Минус 2
Формирование умения выполнять сложение с числом 2 и вычитание числа 2 с опорой на модель числового ряда.
Формировать умение выполнять сложение с числом 2 с опорой на числовой ряд.
Формировать умение выполнять вычитание числа 2 с опорой на числовой ряд.
Формировать умение объяснять выбор арифметического действия.
Формировать умение выбирать арифметическое действие в соответствии со схемой.
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10.
Закреплять понятия «чётное число», «нечётное число», «следующее число», «предыдущее число».
Закреплять умение определять место чётного и нечётного числа в числовом ряду.
Закреплять умение располагать числа в порядке увеличения и в порядке уменьшения.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Узнавание и запись чётных и нечётных чисел.
Прибавление числа 2 с опорой на числовой ряд.
Вычитание числа 2 с опорой на числовой ряд.
Выбор схемы к условию.
Расположение чисел в порядке увеличения и уменьшения.
Определение места чётного и нечётного числа в числовом ряду.
Запись следующего и предыдущего чётного (нечётного) числа.
- Увеличение, сложение, уменьшение, вычитание, числовой луч, чётное число, нечётное число.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения различать чётные и нечётные рисунки. Ученики рассматривают предметы на рисунке. Учитель обращает внимание на то, что на рисунке изображено по 2 одинаковых предмета: 2 яблока, 2 воздушных шарика, 2 листочка, 2 груши и 2 флажка. На предметах написаны числа. Учащиеся закрашивают предметы с чётными числами жёлтым цветом, а с нечётными — зелёным. В результате должны получиться пары предметов разных цветов. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Пропедевтика решения текстовых задач. Учитель читает текст задания и задаёт вопросы: «Как изменилось количество яблок на тарелке? Досталось ли яблоко маме?» Сразу описывается несколько действий, поэтому ответить трудно. При повторном чтении текста дети рисуют схему по мере прочитывания: На тарелке лежали 3 жёлтых яблока. Мама положила ещё 2 зелёных и 2 красных. Как изменилось количество яблок? (Увеличилось на 4.) Близнецы взяли по 2 яблока. Как изменилось количество яблок? (Уменьшилось на 4.) Малышка схватила 2 яблока. Как изменилось количество яблок? (Уменьшилось на 2.) Работа со схемой создаёт для учащихся зрительный образ действий, описанных в тексте, и показывает изменение количества предметов. С помощью схемы легко ответить на вопрос «Досталось ли яблоко маме?». Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между условием и схемой. Ученики выбирают схему, соответствующую описанной ситуации: количество предметов увеличилось на 2. Ученики могут описать каждую из схем, используя слова «было» и «стало», и сделать вывод с помощью слов «увеличилось на» или «уменьшилось на». |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с интерактивным заданием. Определение ряда, в котором нечётные числа в пределах 10 расположены в порядке увеличения. Ученики называют числа в каждом из предложенных записей, отмечают ряд чисел и объясняют свой выбор. Неверные ответы: нечётные числа расположены в порядке уменьшения; нарушен порядок следования нечётных чисел; числа записаны в порядке увеличения, но среди них есть чётное число. Работа с заданием № 2 учебника. Тренировка в назывании чётных и нечётных чисел. Работу можно провести в парах, фронтально (учитель — ученик) или по цепочке (ученик — ученик). Важно обратить внимание детей, что называть нужно не следующее или предыдущее при счёте число, а следующее (предыдущее) чётное или нечётное число. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Прибавление и вычитание числа 2 с опорой на логические рассуждения. Ученики, которые испытывают затруднения, используют модель числового ряда, выполняют «шаги» по нему и проговаривают рассуждения: прибавляем 2 к чётному числу — переходим к следующему чётному числу; прибавляем 2 к нечётному числу — переходим к следующему нечётному числу; вычитаем 2 из чётного числа — переходим к предыдущему чётному числу; вычитаем 2 из нечётного числа — переходим к предыдущему нечётному числу. Со всем классом обсуждается первый пример из первого столбика (возможно и второй), остальные примеры учащиеся выполняют самостоятельно, затем следует фронтальная проверка с объяснениями. Работа с интерактивным заданием. Определение места чётного числа в числовом ряду. Запись следующего и предыдущего чётных чисел. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с интерактивным заданием. Определение места нечётного числа в числовом ряду. Запись следующего и предыдущего нечётных чисел. Работа с заданием № 4 учебника. Работа с текстовой задачей. Составление схемы. При решении текстовых задач полезно задавать вопрос «Увеличилось или уменьшилось?», так как ответ на него определяет выбор арифметического действия. Запись решения в виде равенства. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Работа с текстовой задачей. Изображение ответа на вопрос в виде рисунка. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умений прибавлять число 2 и выполнять вычисления в пределах 10. Учащиеся восстанавливают числа в цепочке. После выполнения задания учитель предлагает определить, какие числа записаны в цепочке и в каком порядке они расположены (чётные числа в порядке увеличения). |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умений вычитать число 2 и выполнять вычисления в пределах 10. Учащиеся восстанавливают числа в цепочке. После выполнения задания учитель предлагает определить, какие числа записаны в цепочке и в каком порядке они расположены (нечётные числа в порядке уменьшения). |