Планеты Солнечной системы
В архиве "Приложения к уроку.rar" расположена презентация к уроку, задания и критерии оценивания заданий для учащихся, источники информации для работы групп и иллюстративные материалы для оформления урока.
Предмет: Астрономия
Класс: 11 (10)
Раздел учебной программы: Природа тел Солнечной системы.
Тема урока: Планеты земной группы. Далекие планеты.
Аннотация разработки: Разработка учебного занятия "Планеты Солнечной системы" может быть использована на уроке изучения нового материала и предполагает самостоятельную работу учащихся в группах с различными источниками информации.
Цель: создание условий для осознанного изучения материала о планетах Солнечной системы посредством самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
- научить выделять общность характеристик планет земной группы и планет-гигантов;
- способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
- воспитывать умение совместной работы в группе;
- содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
Развивающие:
- содействовать формированию учебно-познавательных компетенций;
- создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);
- развивать коммуникативную культуру обучающихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно формулировать новые учебные и познавательные задачи; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- смысловое чтение;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество: распределять обязанности, находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать и аргументировать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; планирования и регуляции своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
- освоение знаний о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
- умение выделять общность характеристик планет земной группы и планет-гигантов;
- умение применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, наблюдающихся на различных планетах Солнечной системы;
- развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний по астрономии в соответствии с интересами.
Программно-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; мобильные устройства учащихся с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.
Оборудование: глобусы планет, карты поверхностей планет.
Дополнительные ресурсы:
- Листы красной и зеленой цветной бумаги (разрезать лист на 4 части; выдать ученикам по 1 листу каждого цвета).
- Бейджи (распечатать карточки для бейджей из папки Приложение 1 – на каждого ученика).
- Картинки космонавта (из папки Приложение 1) распечатать на каждого ученика, с обратной стороны приклеить магнит.
- Фотографии планет (распечатать, повесить на доску).
Дидактические материалы:
- Рисунки (Паззлы-фотографии планет Солнечной системы – распечатать из папки Приложение 3; разрезать каждую на 3-4 части, чтобы число кусочков совпадало с числом учеников в классе).
- Таблицы (Характеристики планет Солнечной системы – Приложение 8).
- Задания (Листы с источниками информации – распечатать из папки Приложение 4).
- Презентации (Приложение 2. Презентация к уроку.pptx; презентации, сопровождающие выступления учащихся – папка Приложение 7).
- Видео (видеоролики о планетах Солнечной системы указаны в источниках информации – папка Приложение 4).
- Карточки-задания (Вопросы о планетах Солнечной системы – Приложение 5 распечатать на каждого ученика).
- Критерии оценивания выступления (Приложение 6 – распечатать не менее 7 листов).
Необходимые предварительные знания и умения:
- К моменту изучения темы, обучающиеся знают: о происхождении, строении и составе Солнечной системы; общие характеристики планет Солнечной системы; о физико-химических характеристиках системы Земля Луна.
- К моменту изучения темы, обучающиеся умеют: работать в малых группах, самостоятельно обрабатывая информацию из различных источников; объяснять соответствующие явления и процессы с помощью имеющихся знаний о Солнечной системе.
Формы контроля и оценки результатов урока: Самооценка ответов учениками; взаимооценка учащимися по «Критериям оценки выступления» в форме обсуждения. Оценка выступлений по «Критериям оценки выступления» и письменных ответов на вопросы проводится учителем.
Рефлексия учебной деятельности:
- Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися при самооценке и взаимооценке ответов у доски посредством обсуждений.
- Итоговая рефлексия проводится в конце урока. Учитель раздает учащимся картинки космонавта, к которому с оборотной стороны приклеен магнит. На доске развешены фотографии планет Солнечной системы. Ученикам необходимо поместить космонавта на ту планету, которая показалась им наиболее интересной (опираясь на выступления одноклассников). При этом, эмоциональное состояние в конце урока можно отразить, нарисовав смайлик на скафандре космонавта.
- В завершении урока учитель анализирует ответы учащихся и подводит итог.
Дополнительные задания: Для учащихся, заинтересовавшихся темой, предлагается дополнительное домашнее задание. Для показанных на уроке во время выступлений слайдов любой презентации (по любой планете) определить: что запечатлено на фотографии; когда, кем и при каких условиях была сделана фотография; какую дополнительную обработку фотографии использовали. Задание выполнить в форме комментариев к слайдам презентации и выслать учителю на электронную почту (или принести на следующий урок).
№ |
Этап урока |
Описание |
Время |
1 |
Организационный момент |
Взаимные приветствия. |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний |
Проверка выполнения домашнего задания. Повторение изученного ранее материала. |
3 мин |
3 |
Мотивация и целеполагание |
Формулировка цели и задач занятия. Распределение по группам. |
2 мин |
4 |
Открытие нового знания |
Изучение нового материала: работа в группах с различными источниками информации. |
9 мин |
5 |
Усвоение и закрепление новых знаний |
Подготовка выступлений об итогах работы группы. |
10 мин |
6 |
Представление результатов работы с самопроверкой по эталону |
Выступления групп. Обобщение изученного материала. |
16 мин |
7 |
Рефлексия |
Самооценка и взамиооценка. Осуществление рефлексии урока. |
2 мин |
8 |
Домашнее задание |
Обсуждение домашнего задания. Подведение итогов урока. |
2 мин |
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимные приветствия. Учащиеся настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний
Учитель организует проверку выполнения учащимися домашнего задания. Для этого на экран выводится таблица «Характеристики планет Солнечной системы» Приложение 8. Учащиеся переходят на своих мобильных устройствах к таблице по QR-ссылке (Слайд 1 Презентации к уроку) и проверяют правильность ее заполнения в своих тетрадях.
Для организации повторения и актуализации знаний используется приём «Согласен – Не согласен». У учащихся на партах лежат листы красного и зеленого цвета. Учитель зачитывает утверждение. Если ученик с ним согласен, то он поднимает вверх зеленую карточку. Если не согласен – красную. В случае большого числа неправильных ответов учитель комментирует выполнение задания.
Утверждения:
- В Солнечной системе 9 планет. (-)
- Перечислим планеты в порядке увеличения их расстояний до Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. (-)
- По физическим характеристикам планеты Солнечной системы разделяют на две группы. (+)
- На четыре планеты земной группы приходится четыре спутника. (-)
- В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. (+)
- Согласно общепринятой гипотезе, Солнечная система сформировалась в результате эволюции горячего плазменного шара. (-)
- Литосфера Земли – уникальное явление в Солнечной системе. (-)
- Плотность земной атмосферы уменьшается с высотой. (+)
- По своей природе Луна относится к телам планетного типа. (+)
- Лунная кора значительно тоньше земной. (-)
3. Мотивация и целеполагание
Учитель: Всё сегодняшнее занятие нас будут сопровождать цитаты Константина Эдуардовича Циолковского. Что вы знаете об этом человеке? (Слайд 1 Презентации к уроку).
Учащиеся называют известные им факты из биографии ученого. Учитель, при необходимости, дополняет их ответы: Циолковский – ученый, изобретатель, школьный учитель, основоположник теоретической космонавтики впервые обосновавший возможность использования ракет для полетов в космос.
Учитель: Одна из знаменитых фраз Константина Эдуардовича: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Как вы ее понимаете?
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель задает вопросы о целях пилотируемых космических полетов к другим планетам; о том какие сведения необходимы для их осуществления. В ходе беседы выясняют, что для успешного посещения человеком других планет Солнечной системы важно знать информацию об их составе и физических условиях на этих планетах.
Учитель: Как мы выяснили ранее, в настоящее время в Солнечной системе выделяют 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Следовательно, исключая Землю, для изучения условий на различных планетах Солнечной системы удобно будет разделиться на 7 групп. А потом сообщить о результатах своей работы на уроке всему классу.
На столе учителя лежат кусочки картинок-фотографий планет (Приложение 3). Ученики выбирают себе по одному кусочку и собирают фотографию планеты целиком. Таким образом происходит объединение в группы и распределение планет (группе предстоит изучать условия на планете, собранной из кусочков).
4. Открытие нового знания
Учитель: Мечтая о межпланетных полетах, Константин Эдуардович Циолковский предсказывал: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» (Слайд 2 Презентации к уроку). Давайте и мы попробуем «проникнуть за пределы атмосферы» и изучить условия на других планетах. Для этого воспользуемся различными источниками информации: параграфом в учебнике, статьей в Википедии, видеоматериалом и инфографикой.
Учитель каждой группе листы с источниками информации (Приложение 4) и имеющееся оборудование (глобусы планет, карты поверхностей планет). При необходимости, учащиеся переходят по QR-ссылке, изучают материалы.
Учитель: В ходе изучения информации вам предстоит заполнить столбец таблицы с названием своей планеты:
Приложение 8.
Обратите внимание, что для успешной работы нужно распределить материал между всеми участниками группы. Информация, необходимая для заполнения таблицы, полностью не содержится ни в одном источнике – ее надо собирать.
Учащиеся проводят исследование: ставят цели и задачи, планируют работу, заполняют столбец таблицы по исследуемой планете. Учитель оказывает консультативную помощь.
Учитель: После того, как вы заполните свою часть таблицы, возьмите «Лист ответов на вопросы» и впишите в него ответы на вопросы по изучаемой группой планете.
Учитель раздает каждому ученику «Лист ответов на вопросы» (Приложение 5). Учащиеся письменно отвечают на вопросы.
5. Усвоение и закрепление новых знаний
Учитель: А теперь вашим группам предстоит рассказать другим ученикам о результатах своей работы. Для этого, выберите внутри группы роль определенного специалиста (биолог, физик, химик, географ) и подберите необходимую информацию о планете.
Биологи подбирают информацию о возможных формах жизни, обнаруженных на планете. Физики подбирают информацию о физических характеристиках планеты. Химики подбирают информацию о химическом составе планет и их атмосфер. Географы подбирают информацию о рельефе и особенностях поверхности планет.
Подготовьте выступление группы (не более чем на 2 минуты), опираясь на «Критерии оценивания выступления».
Учитель раздает листы «Критерии оценивания выступления» (Приложение 6) каждой группе).
Учитель: Пусть фраза К. Э. Циолковского «Мы должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их» (Слайд 3 Презентации к уроку) настроит вас на работу.
6. Представление результатов работы с самопроверкой по эталону
Учитель организовывает выступление специалистов по планетам земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Во время выступления запускает презентацию к выступлению групп (Приложение 7 – название презентации соответствует названию планеты, по которой выступает группа). В презентации размещены фотографии и изображения планеты и рельефа ее поверхности. На выступление каждой группы отводится 2 минуты (на это время настроено автоматическое воспроизведение слайдов презентации).
Остальные учащиеся, опираясь на выступление, письменно отвечают на вопросы по данной планете в своем «Листе ответов».
Учитель: Давайте попробуем определить, почему данные планеты объединяют в ряд планет земной группы. Для этого создадим Диаграмму Венна. Перечислите общие и отличительные черты различных планет земной группы.
Учитель рисует на доске Диаграмму Венна. На пересечении кругов вписывает общие черты планет. Ученики заполняют Диаграмму Венна в тетради.
Аналогично организовывается выступление специалистов по планетам-гигантам: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Во время выступления остальные учащиеся письменно отвечают на вопросы по данной планете в «Листе ответов». После выступления, в качестве обобщения материала, заполняется Диаграмма Венна.
Учитель: К. Э. Циолковский утверждал: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль»(Слайд 4 Презентации к уроку). Сегодня мы с вами пофантазировали о полетах на другие планеты Солнечной системы, но уже сейчас ученые проводят расчеты в этом направлении. И кто знает, может именно ваше исполнение в будущем будет «венчать мысль».
7. Рефлексия
Учитель предлагает оценить свои ответы и ответы других групп, используя «Критерии оценки». Ученики высказывают мнения о том, выступления каких групп понравились больше всего, почему.
Учитель: Оцените работу групп на сегодняшнем уроке. У вас на партах есть магнитик-космонавт. Поместите его на ту планету, которая показалась вам наиболее интересной (опираясь на выступления одноклассников), к которой вы хотели бы совершить космическое путешествие. Свое эмоциональное состояние в конце урока отразите, нарисовав смайлик на скафандре космонавта.
Учитель раздает учащимся картинки-магниты космонавта. На доске развешены фотографии планет Солнечной системы.
8. Домашнее задание
Учитель: Обратите внимание на домашнее задание (Слайд 5 Презентации к уроку). Оно состоит из обязательной и дополнительной части.
Представьте ситуацию: условия на Земле внезапно изменились и стали напоминать условия на планете (Меркурий, Венера, Марс, ... – по вашему выбору). Напишите в тетради памятку для жителей Земли, как выжить в изменившихся условиях.
Дополнительное задание: Для показанных на уроке слайдов любой презентации (по любой планете) определить: что запечатлено на фотографии; когда, кем и при каких условиях была сделана фотография; какую дополнительную обработку фотографии использовали. Задание выполнить в форме комментариев к слайдам презентации. Презентацию можно принести на следующий урок на электронном носителе информации или выслать учителю на электронную почту.
Учащиеся, при необходимости, уточняют задание.
Учитель: А завершить сегодняшний урок я хочу фразой Константина Эдуардовича: «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (Слайд 6 Презентации к уроку). Дерзайте! И у вас все получится!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.