"Письмо от морского царя"
Средняя группа (4-5 лет), 9 мальчиков, 14 девочек
Место проведения – группа ДОУ
План – сценарий сюжета:
- игровая мотивация (электронное письмо от водяного);
- путешествие в подводный мир (дети строят подводную лодку);
- рассматривание рыб (какие они – яркие, пестрые..);
- опыты в лаборатории (чем дышат, на что похожи);
- фотография (рисование);
- всплытие (возвращение в д/с)
Активизация словаря: водоросли, подводный мир, морской конек, батискаф.
Оборудование: панно «Этот удивительный подводный мир» ; цветные контуры рыб: морского конька, рыбы – ежа, рыбы – бабочки – по количеству детей; светильник, запись фрагментов оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко» , длинная веревка, шахматная фигура коня, стульчики, пластилин, ванночки с водой, краски, цветные карандаши, бумага квадратной формы.
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме, чтение научно-популярной литературы о жизни рыб, рассказов о них; рассматривание рисунков, фотографий, из серии «Аквариум», энциклопедии «Мир животных»; коллективное рисование, изготовление аппликации – панно «Этот удивительный подводный мир»
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о строении рыб, их образе жизни через моделируемую ситуацию.
Задачи:
- Создать условия для знакомства детей с обитателями моря: рыбой – ежом, рыбой – бабочкой, рыбой – коньком (познавательная);
- Создать условия для формирования у детей в процессе речевой и конструктивной деятельности в микро группах навыки сотрудничества (коммуникация);
- Создать условия для исследовательской деятельности (познавательно – исследовательская);
- Совершенствовать речевое общение детей с взрослым, друг с другом (речевое);
- Поддерживать и развивать у детей познавательный интерес к живой природе.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, к нам электронную почту пришло письмо, хотите узнать от кого?
Дети: Да (обращают внимание на монитор компьютера)
Появляется видео.
Морской царь: «Здравствуйте, ребята. Я живу на дне морском и у нас случилась беда, рыбки заколдованы, они забыли, как их зовут, чем дышат. Помогите нам, вы много знаете о подводном мире».
Воспитатель: Ребята, как поможем Морскому царю?
Дети отвечают (варианты)
Воспитатель: На чем мы опустимся на дно моря?
Выслушав и поощрив детей за оригинальные идеи, воспитатель высказывает предположение о том, что всем предстоит первое путешествие, и оно может быть опасным, поэтому лучше «поплыть всем вместе на большой подводной лодке».
Воспитатель: Только из чего бы её построить?
Дети с помощью веревки и стульев «строят» подводную лодку.
Воспитатель: Вы готовы к погружению? Пусть ваш командир доложит о готовности. (Заминка у детей.) Посоветуйтесь и решите, кто у вас будет командиром и как будет называться наша подводная лодка.
Далее вносится предложение: если команда не возражает, то воспитатель будет исполнять роль ученого, который тоже опуститься на дно морское и поможет команде. Воспитатель: Я буду плыть рядом, но в другом подводном аппарате – батискафе (показать рисунок) – специальном глубоководном судне, предназначенном для подводных исследований. Только из чего бы мне построить батискаф?
Воспитатель берет изображение батискафа, кладет рядом с « лодкой» на пол, огораживает лодку веревкой и помещает необходимый для занятия материал: «фотоаппараты» – бумага прямоугольной и квадратной формы, контуры рыб, краски…
Воспитатель: команда! Приготовились к погружению! Включаю сигнал, и лодка пошла в глубину.
Включается светильник. Звучит музыка из оперы «Садко». Дети с помощью движений рук, тела имитируют погружение подводной лодки.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте картину подводного мира. Что вы видите?
Дети отвечают.
Музыка звучит тихо. Воспитатель разбрасывает морских рыб: ежей, бабочек, морских коньков.
Воспитатель: Что это может быть? Почему вы думаете, что это рыбы? Докажите. Чем они отличаются от морских зверей: тюленя, моржа, чем похожи? Давайте наденем водолазные костюмы и подплывем поближе к этим удивительным созданиям (дети имитируют надевание водолазного костюма, медленно «подплывают» к рыбам).
Воспитатель: Я – ученый, разрешаю каждому поймать по рыбке, которая больше всего понравилась. Рассмотрите добычу – свою и товарищей. Какие они? (пестрые, яркие, разноцветные, сказочные, загадочные…) Рассматривают форму рыб. Что у них общего? Их тела напоминают… Попробуем узнать, почему природа создала их такими.
Воспитатель (обобщает ответы). Рыбы яркие, как…что? (фонарик, огонек, цветок). Разноцветные, как …(ковер, ткань, игрушка).
Дети описывают своих рыбок, придумывают им названия. Воспитатель: рассказывает о своей рыбке. Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
– Догадались, как зовут мою рыбку? (показывает рисунок)
Она такая яркая, пестрая, красивая, как … бабочка. Дети: это рыба – бабочка.
– Кто поймал рыбок – бабочек? Подплывите ко мне. У кого такая рыбка? (показ рисунка рыба – ежа). Плывите к этому камню (стулу). Эта рыба вам кого напоминает? Правильно, её так и зовут – рыба-еж. Почему вы так быстро догадались? Давайте придумаем про неё загадку (Живет в море, покрыта острыми колючками, в руки не возьмешь.)
– Ой, путешественники, смотрите! А вон та рыбка (воспитатель вместе с детьми перемешается в противоположный конец группы и берет морского конька) кого напоминает, одну шахматную фигуру. Какую (воспитатель достает из «батискафа» фигуру шахматного коня.) Правда они похожи? И рыбку эту тоже зовут… морским коньком. Повторим, как её зовут. Догадались, почему рыбу так называют?
– Морские коньки плавают, в отличие от других рыб, будто торчком. Своим длинным цепким хвостом они прицепляются к водорослям. Какого цвета они бывают? Посмотрите: зеленые, красные, серые, лиловые. Зачем им нужна такая окраска? Вот морской конек красного цвета, он испугался и прицепился к красной водоросли (воспитатель подходит к панно – иллюстрации, прикрепляет красного конька к красным водорослям) И что же? Он стал невидимым. Морские коньки очень часто меняют окраску. Для чего? (ответы детей)
Воспитатель предлагает игру на панно «Найди коньку свою водоросль» Дети делятся на 2 команды, кто быстрее и правильно спрячет рыбок – коньков.
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, о чем просил Морской царь? (дети отвечают)
Воспитатель: приглашаю в нашу лабораторию (возвращаются на подводную лодку).
Опыт №1 наливаем в таз воду и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем то же самое открытой ладошкой.
– В каком случае рука легче идет сквозь воду? (в первом)
– А теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму. Человек учится у природы. А чему он научился у рыб? Водный транспорт создан по их подобию. Дети пускают в воде маленькие лодочки и, для сравнения, деревянный кубик.
Воспитатель: Рыбы живые существа? (да) – Почему вы так думаете? Как всякое существо, оно дышит, ест, растет, у неё появляются дети.
– Чем дышат рыбы?
Опыт№2. В воде есть воздух? Давайте рассмотрим пластилин, который опустим в воду (предлагается каждому ребенку опустить кусочки пластилина в воду)
– Что вы видите? (Он покрылся пузырьками воздуха)
Дети делают вывод.
Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становится мало и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, чтобы воздух попадал в воду. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки и сверху присыпают снегом. Через снег и солому хорошо проходит в воду.
– Как жаль, что пришло время заканчивать наше путешествие. Пора возвращаться. Хорошо бы запомнить этих разнообразных рыбок. Можно их взять собой, но от перемены условий жизни они погибнут. Оставить их в море? Тогда никто не увидит, какие они красивые. Как быть? (гипотезы детей) На этот случай у меня в « батискафе» припасены «фотоаппараты» – цветные прямоугольники и квадраты с белым экраном. С их помощью можно сфотографировать понравившуюся рыбку, то есть нарисовать её на этом экране красками, карандашами или цветными мелками.
(воспитатель может показать приемы рисования контура рыбы с помощью опорных линий.) Дети рисуют. После выполнения раскладывают на борту «подводной лодки» так, чтобы все могли полюбоваться. Предлагается детям выбрать самую веселую, смешную, грустную «фотографию». Рыбам можно придумать сказочное названия и рассказать, почему дети так считают.
Воспитатель: Внимание! Подводная лодка «Волна» Нас вызывает морская база. Приготовится к всплытию!
Дети занимают свои места, звучит музыка Н.А. Римского-Корсака. Воспитатель поздравляет всех с возвращением, просит доложить, как прошло путешествие: что они могут сказать морскому царю… (отправляют ответы по электронной почте). Что нового узнали о жизни морских рыб? На каком подводном аппарате плавали? (подводная лодка, в водолазных костюмах).
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.