Петр I и его реформы. Окружающий мир. 4 класс. Разработка урока
УМК Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
I. Познавательные:
- Познакомить с личностью Петра I и его реформами.
- Осмысление значения петровских реформ для истории России.
II. Развивающие:
- Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- анализ при выделении особенностей;
- синтез при формулировке вывода.
- Развитие самостоятельности при организации работы в группах.
- Развитие умения работать с дополнительной литературой, аргументировать свою точку зрения.
III. Воспитательные:
- Воспитание познавательного интереса.
- Воспитание умения общаться:
- учитель – ученик
- ученик – ученик
- Воспитание коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
- Изучить личность Петра I и его реформы.
- Учить детей работать в группе.
- Осмыслить значение реформ Петра I
Использованные источники:
- Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учителя, 4 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
- Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. 4 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
- Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для ученика, 4 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
Ход урока
(Дети рассаживаются по группам, получается 5групп по 6 человек.)
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах.
2. Проверка домашнего задания
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
– Московское государство.
– Сейчас я проверю как вы запомнили данную тему. Для этого вам нужно отгадать кроссворд, который находится у вас на столе. На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты, после чего мы его проверим.
(У двух групп кроссворды одинаковые).
Кроссворд:
Группа №1
- Кто возглавлял русское государство в 17 веке?
- Кто напечатал первый русский букварь?
- Книга, написанная 500 лет назад (энциклопедия русского домашнего быта).
- Династия царей, правившая Россией более 300 лет.
- «Служилые люди», получавшие землю за военную или иную службу царю.
- Тонкие гибкие прутья, ими наказывали нерадивых учеников.
Группа №2
- Тонкие гибкие прутья, ими наказывали нерадивых учеников.
- Фамилия человека, возглавившего войско народного ополчения.
- Предмет, которым писали в 17 веке.
- Сословие, получали землю по наследству.
- Большая светлая комната, в ней принимали гостей, шили, пряли.
- Династия царей, правившая Россией более 300 лет.
Группа №3
- «Служилые люди», получавшие землю за военную или иную службу царю.
- Кто напечатал первый русский букварь?
- Тонкие гибкие прутья, ими наказывали нерадивых учеников.
- Книга, стоившая 1 копейку.
- Большая светлая комната, в ней принимали гостей, шили, пряли.
- Книга, написанная 500 лет назад (энциклопедия русского домашнего быта).
(Учитель подходит к группам и консультирует).
– Время, на выполнение задания у вас закончилось.
– Первая группа – какое ключевое слово у вас получилось? (император)
– В какой группе получилось данное слово?
(Слово выводится на экран.)
– Вторая группа – какое слово получилось у вас? (реформатор)
– В какой группе это тоже ключевое слово?
(Слово выводится на экран.)
– Третья группа – а у вас какое ключевое слово? (великий)
(Слово выводится на экран.)
– Как вы понимаете значение этих слов?
(Выслушиваем мнения детей.)
– Все эти слова можно применить к одному человеку
(На экране появляется портрет Петра I.)
3. Постановка учебной проблемы
– Сегодня на уроке мы должны выяснить: почему Петра I считают императором, реформатором, великим?
4. Групповая работа (15-20 минут)
– Ребята, у вас на столе лежат тексты, иллюстрации и большой лист (формат А2).
– Прочитайте текст и выделите главное. Подготовьте сообщение о прочитанном, в этом вам помогут иллюстрации, которые вы приклеите на большой лист.
(Во время работы учитель подходит к каждой группе и консультирует.)
(Тексты в приложении.)
- Жизнь Петра I.
- Реформы Петра I в армии и на флоте.
- Реформы Петра I в области культуры, образования.
- Реформы Петра I в управлении государством.
- Санкт-Петербург – город Петра.
5. Выступления детей
На доску вывешивается большой лист с иллюстрациями, от каждой группы выступает докладчик (2мин.).
Вопросы всему классу задаёт учитель после выступления каждой группы.
- Чем Пётр I отличается от других царей?
- Какие изменения произошли в культурной жизни?
- Почему Пётр I стал называться императором?
- Какие военные реформы произошли?
- Чем знаменит город Санкт-Петербург?
В результате выступлений на доске висят 5 листов с иллюстрациями.
6. Решение проблемы
– Ребята, на какой вопрос мы искали ответ?
– Почему Петра I считают императором, реформатором, великим.
– Почему он император?
– Была создана империя и Сенат провозгласил Петра I императором.
– Реформа – это преобразования. Почему Петра I считают реформатором?
(Опираясь на иллюстрации, дети рассказывают об изменениях в государстве, культуре, образовании, армии, флоте…)
(На экране слайд: преобразования Петра.)
– Почему Петра I называют Великим?
(На экране слайд: значение реформ Петра Великого.)
7. Подведение итогов
(На экране слайд с портретом ПетраI и словами А.С.Пушкина.)
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»
– Это стихи А.С.Пушкина. Он восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нём «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремёсел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, токарь, шил одежду, обувь…
– В память о нем, о его делах в Санкт-Петербурге был установлен памятник Петру I.
(На экране слайд: памятник Петру I.)
– Благодаря преобразованиям Петра Великого возросла мощь государства, российские порядки стали сближаться с порядками европейских стран.
8. Домашнее задание
– Наш урок подошёл к концу. Вы познакомились с жизнью первого императора России. Я вам предлагаю продолжить рассмотрение темы дома.
– Прочитайте параграф учебника и желающие могут приготовить сообщение о Петре I.