Песня и оперная ария. 1 класс. Методическая разработка урока
Пояснительная записка
На уроках в первом классе (программа В. О. Усачева, В. А. Школяр) учитель и дети имеют возможность изучать музыкальное искусство на философском уровне. Музыка отражает жизнь. В музыке жизнь выражена в художественных образах.
«Познание музыки осуществляется как самостоятельная деятельность учащихся по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии и отношении к нему черты привычности, повседневности, обыденности, становится художественным (фактически речь идет о воспитании поэтического сознания)» – (Усачева, Школяр «Методическое пособие» 1 класс).
Используя методологию авторов программы, учитель создаёт возможность для творческой самореализации своих подопечных. Творчество детей становится осмысленным и предметно-конкретным. Весь процесс погружения в искусство выглядит как совместная деятельность учителя и детей по «приближению к истине и выражению её музыкально-художественными средствами».
Концептуальный подход, принципы и методы выводят на педагогическую технологию развивающего музыкального образования. Дети проживают процесс выведения знаний. Учитель ставит задачу раскрыть школьникам музыку в её целостности на уровне её атрибутов – содержание, форма, язык.
Если ассоциативность, воображение направить в нужное русло, то можно получить эффективную технологию музыкального развития в самом ребёнке. Развитие личности и подлинная, в своей человеческой сущности, позиция ребенка складывается тогда, когда её становление связывается с вхождением в сферу серьёзных эмоционально-интеллектуальных отношений.
Проблема не имеет точного ответа, потому что она прежде всего отражает суть исследуемого явления на философском уровне.
Проблематизация в данной программе – перевод музыкального образования на философско-эстетический уровень.
В первом классе первые уроки ставят ребёнка в позицию ученика. Последующие – в позицию творца (артиста, музыканта, художника).
Уроки должны быть возвышенными, духовными и нравственными.
На уроках рассматриваются проблемы, как глобального масштаба, так и частного характера.
В методических пособиях даны примерные поурочные разработки. Учитель вправе вносить изменения, дополнения, проводить уроки в другой логике. Главное – творчество учителя.
«Лейтмотивом каждого урока должен стать поиск музыки и красоты».
Главные разделы планирования музыкального материала в 1 классе:
- «Образ музыки».
- «Музыкальное содержание».
- «Многообразие жанров и форм».
- «Язык музыки».
Во втором полугодии представлен раздел «Фомы бытования музыки».
Форма – это красота, соразмерность.
Как рождается музыкальная форма? Пусть дети ищут ответ на эту проблему.
Разучивая песни и говоря о куплетной форме, отмечаем, что «выращивание», развертывание песен строится на повторах. Мелодии не длинные, лаконичные, очень законченные. Они легко запоминаются и доступны широкому кругу исполнителей (массовый жанр). В крупных формах мелодии развиваются «бесконечно», как непрерывающийся рассказ о чем-то важном (чувстве, мысли, настроении, явлении). Эту музыку не может исполнить каждый, а только профессиональный певец, исполнитель.
Основная идея раздела «Формы бытования музыки» заключается в том, что многообразность отражения всего мира в музыке получает конкретизацию в многообразии жанров и форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония и так далее.
Раздел: «Формы бытования музыки».
Тема: «Песня и оперная ария».
Цель: формировать представление о том, в какой форме бытуют песни и оперные произведения.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия поиска форм бытования музыки;
- продолжить знакомство с музыкальным жанром «опера»».
Развивающие:
- создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка;
- моделировать в творческом процессе музыкальные образы ночи;
- формировать ассоциативно-образное мышление на основе лучших образцов музыки и живописи.
Воспитательные:
- формировать интерес к музыкальному творчеству, к оперному искусству;
Коммуникативные:
- Создать условия для того, чтобы учащихся получили возможность чувствовать свою сопричастность к музыкальному творчеству.
Предполагаемый результат:
- учащиеся получат возможность общения с лучшими образцами народной и концертно-академической музыки для формирования своей музыкальной культуры;
- получат возможность находить связи между художественными образами музыки и образами изобразительного искусства;
- научатся определять звучание колыбельной песни и оперной музыки;
- получат коммуникативные навыки совместной работы.
Тип урока: комбинированный.
Форма: сотворчество: учитель – ученик.
На уроке предполагается использование метода моделирования художественного процесса; методы стимулирования интереса к учению через создание эмоциональных ситуаций.
Музыкальный материал
- Колыбельные р. н. п.
- Колыбельная автор В. О. Усачёва
- Ария из оперы Моцарта «Царица ночи»
- Хор из оперы «Откуда приятный и нежный тот звон».
Оборудование:
- фортепиано;
- простейшие музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- телевизор;
- музыкальный центр.
Нотное приложение:
- Моцарт. «Откуда приятный и нежный тот звон».
- Колыбельная В. Усачевой
Фонохрестоматия 1 класс. Диски CD
- Ария царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
Репродукции картин: Андрей Клименко «Царица Ночи»
Ход урока
Учитель
Добрый день, ребята.
Путешествуя по музыкальной планете, мы узнали, что музыка может нас радовать и волновать, печалить и тревожить. Музыка обладает огромной силой.
У меня в руках колокольчики. Представьте, что они волшебные. Вместе с ними мы сейчас попадём в оперу Моцарта «Волшебная флейта».
Какое звучание у колокольчиков? Как может откликнуться наше сердце, услышав
их звон?
Дети звонят в колокольчики и размышляют:
– Колокольчики звучат тоненько, прозрачно.
– Кажется, что сейчас откроется какая-то тайна, произойдёт какое-то волшебство.
Учитель создает условия для разучивания фрагмента песни из оперы Ф. А. Моцарта «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон».
Прочтя строки текста, учитель предлагает ответить на вопросы:
- Как должна звучать песня?
- Какое в ней настроение может быть?
- Какие музыкальные инструменты помогут создать это настроение?
Откуда приятный и нежный тот звон:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля.тра-ля-ля-ля.
Такого и прежде нигде неслыхыл:
Тра-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Ответы:
Наверно, звучание негромкое, радостное, подвижное.
Дети выбирают звенящие простейшие музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны.
Разучивание песни по фразам. Работа над дыханием, силой звука, темпом, образом.
Учитель подводит к мысли, что этот фрагмент звучит просто, схож с песнями малой формы. Затем создает условия для слушания фрагмента оперы «Откуда приятный и нежный тот звон».
Слушание сцены и хора из оперы «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон».
После прослушивания учащиеся делают вывод, что музыка усложнилась. В ней много мелодий; слышны голоса и хора, и солистов.
Учитель
Вы правы: сложная, значит, сложена из многого.
В опере много героев. Один из них Царица ночи.
Какими звучаниями можно нарисовать её портрет, её образ?
Будем размышлять.
Дети
Царица может быть важная, в красивом наряде, может, украшенном звездами.
Учитель
Какой инструмент передаст мерцание звезд?
Дети выбирают треугольники, верхний регистр синтезатора и т. п.
Учитель
Послушаем арию Царицы ночи. Какой мы представим Царицу?
Учитель создает условия для восприятия музыки. Напоминает о том, как слушают музыку в театре.
Слушание арии Царицы ночи из оперы « Волшебная флейта».
Ответы
В арии царица Ночи, словно, сердится, звуки громкие, высокие, властные.
Учитель
Действительно, в этой арии Царица ночи властная, неистовая. Горы сотрясаются и раздвигаются, когда появляется сама Царица ночи. Ария Царицы устрашающая. Посмотрите, как выглядит этот фрагмент на сцене.
А вот мелодия наполнена обилием разных украшений? Почему? Что передают эти яркие, высокие переливчатые интонации?
Дети
Может, звездное небо, сияние месяца, украшения в короне и платье?
Учитель
Сравните образ Царицы на сцене и в картине художника. Что общего и в чём различие?
Сцена из оперы «Волшебная флейта» |
Репродукция картины Андрея Клименко «Царица ночи» |
|
|
Дети
На сцене Царица гневная, звучания резкие.
На картине царица таинственная, загадочная. Звучания тихие, плавные, мягкие…
Учитель
Дома попробуйте нарисовать Царицу ночи.
Вспомните, какие песни могут звучать в ночи, в вечерние часы. Назовите жанры, названия, интонации.
Дети вспоминают колыбельные песни и их звучание.
Как вы думаете, можно на двух нотках создать колыбельную песню?
Учитель создаёт условия для создания, исполнения колыбельных песен.
Ученики на фортепиано подбирают две ноты. Одну – выше, другую – ниже.
Затем запевают под эти звуки: «Баю, баю, засыпаю».
Учитель
Вспомним русскую народную колыбельную.
Учитель создаёт возможность для эмоционального исполнение колыбельной песни.
Учитель
А можно ли назвать её колыбельной вот это музыкальное произведение?
Учитель создает условия для внимательного прослушивания музыки без слов «Баю-бай» из цикла «Заигрывай» Усачёвой и определения формы.
Дети
Музыка похожа на колыбельную песню.
Тихая, плавная.
Звучит неторопливо. Форма малая.
(Рефлексия)
Учитель.
У каждого музыкального произведения есть свой наряд, своя форма. Крупная и малая. Сложная и простая. Сложная – сложена из много. Форма зависит от содержания.
Какая форма у колыбельной песни?
Дети
Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется.
Учитель
В какой музыке много героев, много разных настроений?
Дети
В опере, в балете. Там у каждого героя своя музыка, своя песня, своя тема. Их мелодии трудно пропеть.
На следующем уроке проверка домашнего задания. Рисунки детей с изображением Царицы ночи.
|
|
|
|
Рис. Ивановой Алёны 1 класс |
Рис. Раконцевой Виктории 1 класс |
Рис. ученика 1 класса Федорова Владимира |
Рис. Ученицы 1 класса Кислицкой Насти |