Первый раз в первый класс. Как провести мониторинг готовности детей к школе?
Должен ли ребенок научиться читать до школы? А фантазировать? Как помочь старшему дошкольнику быть уверенным в себе, развитым и воспитанным? Учитель школы № 1566, лауреат конкурса премии «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования Ирина Викторовна Иванова рассказала, что важно для полноценного обучения детей и формирования успешного человека будущего. Родителям и педагогам на заметку!Фотография: School photo created by shangarey - www.freepik.com
Жизнь приобрела невероятную скорость: события сменяют друг друга настолько быстро, что мы порой не успеваем моргнуть. Еще Льюис Кэрролл предсказывал: для того, чтобы хотя бы оставаться на месте, надо все время бежать. Но сегодняшние дети в прямом смысле не могут усидеть на одном месте — они все вокруг изучают, трогают, рассматривают, постоянно отвлекаются...«Учитель находится на передовой и должен объяснить человечеству, как ему жить в этом мире».
А все из-за рассеянного внимания или недостаточного воспитания. Но что вообще такое воспитание? Это умение видеть пространство другого человека, умение считаться с ним. Воспитание — это умение быть сдержанным. Воспитание зависит не от того, насколько развит ребенок, сколько сказок он прочитал, а оттого, насколько он умеет считаться с другими.
Психологическая готовность ребенка к школе
В старшем дошкольном возрасте воспитание и обучение — ведущие виды деятельности. Продиагностировать ребенка старшего дошкольного возраста вдумчивому наблюдателю легко — достаточно просто посмотреть на то, как он играет.
В понятие психологической готовности ребенка входит несколько компонентов:
- Мотивационный. Ребенок умеет ставить перед собой цели, стремится к развитию, то есть осознанно относится к учебе.
- Коммуникативный. Дошкольник готов к общению и взаимодействию со взрослыми и со сверстниками.
- Эмоционально-волевой. Малыш умеет контролировать эмоции и поведение.
- Интеллектуальный. Умеет думать, анализировать, делать выводы. У ребенка развита речь, он обладает достаточным словарным запасом и способностью рассказывать, говорить на доступные темы.
Воспитание и образование всегда идут рука об руку. И если человек образован, но не воспитан, становится не по себе. Именно поэтому родителям важно четко проговаривать и соблюдать правила самим. Если вы учите малыша переходить дорогу только на зеленый свет, а сами перебегаете оживленную трассу вместе с ним в том месте, где и пешеходного перехода нет — ребенок вряд ли сможет понять, почему порой соблюдать правила жизненно необходимо.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка. Во-первых, формируется устойчивая система мотивов. Лучший вариант, если она будет формироваться с позиции здравого смысла и тех норм и правил, которые существуют в обществе. Во-вторых, зарождаются новые социальные потребности. В-третьих, происходит осознание своего социального Я. Ребенок пока не знает, каким он должен быть. Задача родителей — показать ему это. В-четвертых, закладывается стремление быть первым, лучшим в разных видах деятельности.
Важные психические функции, которыми обладает ребенок старшего дошкольного возраста:
- Восприятие. Все эталоны закладываются в детстве, когда ребенок смотрит, слушает комментарии взрослых, понимает их отношение к происходящему, когда берет в руки какие-то предметы.
- Мышление: понятийное и логическое.
- Память. Все отличники в начальной школе — дети с очень хорошей памятью. Память — тот процесс, который можно и нужно развивать.
- Пространственные представления. Взаимодействие разных психических процессов и создание правильного восприятия пространства. С пространственным мышлением и восприятием связано чтение и письмо, а также изучение многих других предметов.
- Воображение и кругозор.
- Речь. Почти все психические процессы формируются через речь, проговаривание.
Чем больше видов деятельности предлагает ребенку взрослый, тем лучше формируется нейронная сеть малыша. Нейронные связи — основа любой нашей деятельности.
Как развить ребенка до школы?
В хороших пособиях рисунки создаются художником совместно с педагогами-психологами и дефектологами, которые понимают особенности возрастного развития.
Если ребенка трудно заинтересовать какими-то заданиями, можно проконсультироваться у психолога или дефектолога: что не так, почему ему неинтересно? Возможно, есть какой-то недостаток развития, внимания, или восприятия.
Обычно ребенок с увлечением выполняет то задание, в котором он уже знает какого-то героя или предмет. Опора на что-то известное и получение новой информации об этом почти всегда будет вызывать интерес у малыша.
Задания, которые ребенок выполняет со взрослым, помогают отрабатывать важные для каждого человека навыки:
- концентрироваться на задаче;
- следовать инструкции;
- наблюдать;
- делать выводы и озвучивать их;
- запоминать предметы в соответствии с учебной задачей.
Взрослый может дополнить задание из рабочей тетради и спросить, например:
Из какой сказки эти герои? На каком инструменте играет козлик? Как ты думаешь, какую мелодию он исполняет?
Развитие мелкой моторики
Распространенные проблемы дошкольников — неправильное положение руки при письме, чрезмерное напряжение, неправильная фиксация карандаша в руке. Кстати, развитие мелкой моторики очень зависит от развития крупной. Если малыш занимается, например, танцами, то через правильную постановку рук и ног, ритмику движений он может постепенно прийти и к полноценному развитию мелкой моторики.Вообще, силу рук хорошо развивают эспандеры. А зрение и ловкость можно натренировать с помощью игр: тенниса (большого и настольного), а еще бадминтона.
Развитие речи и понятийного мышления
Речь всегда становится основой качественного образования и развития всех психических процессов. Происходит развитие речи, в основном, конечно, в общении.Абсолютное большинство задач школьники будут решать с помощью понятийного мышления. Если ребенок не владеет базовыми понятиями, то ему тяжело воспринимать инструкции учителя, он вообще не понимает и половины того, что происходит на уроке.
Для того чтобы продиагностировать развитие понятийного мышления и одновременно развить его, можно использовать пособия «500 вопросов для проверки готовности ребенка к школе».
Книги включают в себя важные разделы, которые необходимы для подготовки ребенка к школе. С их помощью родитель и воспитатель могут проверить, как ребенок проводит анализ, сравнение, сопоставление, как делает выводы, всеми ли понятиями и терминами он овладел.
Если, прослушав несколько раз предложение «Начал таять снег, и закончилась весна», ребенок утверждает, что оно правильное, то это означает, что он «видит» картинку, а информацию, которую несут слова, не воспринимает.
Познавательный интерес, эмоциональное развитие, любовь к книгам
Познавательный интерес — это двигатель ребенка. В норме ребенку дошкольного возраста и младшего школьного возраста должно быть интересно все. Если какие-то игры, занятия или активности ему неинтересны, проконсультируйтесь с психологом — это может означать, что у малыша проблемы с познавательным интересом.Чтение специальных книг со сказками — простой способ начать развивать познавательный интерес.
Любая совместная деятельность ребенка и взрослого формирует эмоциональную базу малыша. И в школе, и в детском саду важно читать ребенку книги — эмоционально, ярко, тепло.
Нужно ли учить самого ребенка читать до школы? Вопрос неоднозначный. Но, тем не менее, если у дошкольника будут сформированы читательские навыки, он будет чувствовать себя уверенным, иметь больше возможностей для развития и саморазвития.
Нейрофизиологи говорят, что если ребенок начинает свою познавательную активность с планшета или смартфона, то хороший читатель из него не получится. Почему? Объяснение простое: через совместное чтение книг ребенок учится строить образ того объекта, о котором написано в книге, мама или папа могут эмоционально прочитать сказку или описание какого-то животного, обсудить его с ребенком, объяснить на словах, как оно выглядит, какие звуки издает. С экраном компьютера все иначе — образ уже готов, его не нужно достраивать в голове. Для ребенка с клиповым мышлением чтение превращается в трудную работу: нужно представлять, додумывать, фантазировать.
Если ребенок при чтении или на письме помогает себе какими-то дополнительными действиями (трясет ногой, высовывает язык и т.д.), лучше обратиться к нейропсихологу. Дополнительные движения во время выполнения какой-то задачи обычно приводят к чрезмерному затрачиванию энергии и, как следствие, переутомлению.