Советы учителю начальной школы: взявшись за руки
Марьяна Безруких и Наталья Виноградова отвечают на вопросы учителей младших классов.Педагогика сотрудничества – это наше прошлое или будущее, миф или реальность?
Марьяна Безруких:
«Для того чтобы педагогика сотрудничества стала реальностью, надо изменить условия: организацию учебного процесса, технологии и методики обучения, требования к детям, к учителю со стороны общества. Иногда родители поддерживают авторитарную педагогику в силу своей неосведомленности. Правда, в последнее время наметились позитивные изменения: если раньше родители искали для своих детей строгого учителя, то в последние годы все чаще интересуются школой «с человеческим лицом». Но, как правило, такие предпочтения высказывают родители, которые уже обожглись, отправив ребенка к требовательному, жесткому учителю.
Педагогика сотрудничества предполагает исключение тех факторов, которые вызывают напряжение и стресс, создают психотравмирующие ситуации и унижают ребенка.
Однако именно это оказалось практически недостижимым, потому что необходимо и в организации учебного процесса, и в использовании методик обучения, и в тактике взаимодействия с детьми принять во внимание не только возрастные, но и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Наша школа сегодня – это бесконечный стресс и гонка на выживание, без права на неудачу, где у успеха очень высокая цена – здоровье ребенка, физическое и психологическое. Поэтому мне сложно сказать, что педагогика сотрудничества реализована и жива».
Читайте по теме:
- Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям
- Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
- Советы учителю начальной школы: не тупое повторение, а творческая деятельность
- Советы учителю начальной школы: Как оценивать знания учащихся в первом классе
Наталья Виноградова:
«Вопрос очень простой. Авторы (прежде всего Ш. А. Амонашвили), которые изобрели подобный термин (даже не понятие, а термин), хотели обратить внимание педагогической общественности на необходимость отказываться от авторитарности сотрудничества в ситуации «Учитель – ученик» и проповедовали демократический (то есть равный) стиль такого сотрудничества.
Но вспомним: в Древнем Риме педагогом называли раба, который за руку вел ребенка в школу (подчеркну – за руку!).
Поэтому ответ прост: педагогика и есть взаимодействие на уровне сотрудничества (взявшись за руки). Если такого сотрудничества нет, это не педагогика.
Так что термин этот скорее эмоциональный, чем теоретически обоснованный. И пользоваться им можно, на мой взгляд, в качестве сленга, синонима демократического стиля обучения.
Беда в том, что сегодня много учителей, но мало педагогов. Потому что человек, который заботится только о том, чтобы дети выучили его предмет и хорошо сдали ЕГЭ, не посрамив учителя, не является педагогом. Он просто исполняет только одну свою профессиональную функцию – обучает учебному предмету. Педагогическая функция выполняется при этом не благодаря этой деятельности, а вопреки ей».
Ольга ДАШКОВСКАЯ