Педагогические основы системы Л.В.Занкова
Академик Леонид Владимирович Занков (1901–1977) – педагог, психолог, дефектолог – один из непосредственных учеников и сотрудников Л.С. Выготского, воплотивший в практике идею своего учителя о том, что обучение должно идти впереди развития ребенка, активизируя зону его ближайшего развития.
Под руководством Л.В. Занкова проведено уникальное по своему масштабу психолого-педагогическое исследование (1200 классов) соотношения обучения и развития, в ходе которого была выстроена целостная педагогическая система, цель которой достижение оптимального общего развития каждого школьника.
Читайте также: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов системы Л.В.Занкова
Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников по системе Л.В.Занкова
Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка. Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних факторов (среда, воспитание, обучение) и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам.
Общее развитие ребенка понимается как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования. Мы имеем в виду универсальные учебные действия: познавательные (интеллектуальное развитие), регулятивные (развитие волевых качеств), личностные и коммуникативные (развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственных представлений).
Цели общего развития школьников подчиняется и всеобъемлющая задача обучения: представить общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Научные теоретические знания становятся стержнем в развертывании учебного курса, в действительности реализуя системность знаний. Однако при этом сохраняется внимание к приобретению детьми чувственного опыта при непосредственном наблюдении за окружающей действительностью, наглядными объектами, при изучении литературы и произведений искусства.
Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и их реализации в практике.
Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и обучающегося: освоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками.
Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие положения системы Л.В. Занкова, выдвинутые еще 60 лет назад, и ФГОС НОО:
- цель образования – развитие личности;
- понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;
- организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели.
Ведущим понятием такого развивающего обучения является целостность педагогической системы. Имеются в виду цель обучения, дидактические принципы, методическая система, средства, формы обучения, изучение результативности, отношения «учитель – ученик – ученик – родители».
Направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы играют дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Но уровень действенности дидактических принципов достаточно абстрактен, он отвлечен от реальной повседневной деятельности учителя. И только благодаря методике обучения цель системы и ее дидактические принципы реализуются в каждодневной практике учителя и ученика. «Вся дидактика, – писал Л.В. Занков, – без методики повисает в воздухе». Но целостность реального уче6ного процесса обеспечивается не суммированием частных предметных методик, а благодаря тому, что обучение осуществляется на основе единой методической системы, обладающей типическими методическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность. Понятия «единая методическая система» и ее типические свойства открыл для педагогической науки Л.В. Занков.
Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального образования, как формирование универсальных учебных действий, организация поисковой самостоятельной деятельности, поддержка индивидуальности школьника.
Разработка учебно-методических комплектов на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова возникла не в тиши кабинета ученого, она «вызрела» в ходе экспериментального психолого-педагогического исследования проблемы соотношения обучения и развития школьника, которое продолжается и в настоящее время. Постепенно коллектив занковцев продвигался и продолжает продвигаться к пониманию того, как надо построить обучение, чтобы оно способствовало развитию каждого. В настоящее время подготовлено седьмое поколение учебников, в котором реализованы новые методические подходы.