Педагогические игры для классного часа в начальной школе
5 игр для классного часа. Как создать здоровую психологическую атмосферу в классе?
В младшем и среднем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом материале мы собрали 5 простых игр для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе.
Школа является принципиально новой эмоциональной средой для ребенка, в которой ему может быть сложно выстроить комфортные отношения с окружающими. Учитель начальных классов или классный руководитель прикладывают множество усилий, чтобы атмосфера в классе была дружелюбной и комфортной, ведь от психологического состояния детей зависит во многом и их успеваемость.
Игры не займут много времени, не потребуют сложного дополнительного реквизита и помогут ребятам от 7 лет и старше:
- позитивно воспринимать себя и сверстников;
- эмоционально децентрироваться («не все вокруг происходит ради меня и для меня, есть другие люди со своими желаниями и эмоциями»);
- научиться строить гармоничные коммуникации и любить окружающих.
Игра 1. Театр
Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.
Ход игры
Классный руководитель: Давайте побудем немного актерами! Вы знаете, что делают актеры в театре или в кино?
Дети: Играют разные роли, изображают кого-то.
Педагог: Правильно. Так и человек в своей обычной жизни играет самые разные роли. И для каждой из них он использует определенные жесты, фразы, костюмы, интонацию голоса. Как вы думаете, какие роли есть у нас с вами, у наших близких?
Дети: Мама на работе — программист, а дома — мама. Сейчас я ученик 3 «Б», а дома буду сын, а на физкультуре днем — футболист!
Педагог: Вот и я сейчас для вас — учитель, а дома буду мамой (дочерью, женой), вы сейчас — ученики, а в какой-нибудь игре будете эльфами, супергероями, принцессами, кем угодно.
Если работа ведется с детьми младшего подросткового возраста, можно ввести дополнительную терминологию — «социальные роли», «профессии», «семейные роли». Если нет — ограничиться только наименованием роли.
Далее классный руководитель спрашивает у детей, не хотят ли они поучиться актерскому мастерству, и с какой роли, по их мнению, стоит начать. Каждый ребенок может выбрать не только роль, но и настроение и состояние. Например: добрая мама, расстроенный учитель, злой ученик, вежливый продавец и т.д.
Ученик выходит вперед и разыгрывает выбранную роль, обязательно следя за тоном голоса, мимикой, жестами и другими внешними выражениями роли и состояния. Детям младшего школьного возраста может быть сложно импровизировать, так что педагогу лучше заранее подготовить набор фраз-реплик, которые будут произноситься детьми в разных ролях.
Игра 2. Сердце нашего класса
Главная цель: сформировать позитивное восприятие одноклассников, научиться видеть хорошее.
Ход игры
Педагог заранее вырезает из бумаги или картона сердце и прикрепляет его к доске (можно нарисовать на доске контуры сердца, но тогда результат не получится сохранить). Дети должны вспомнить все хорошие качества, которые есть у учеников класса, и записать их фломастерами (или мелом) внутри сердца.
По окончании игры сердце переносится на классный стенд. При возникновении конфликта классный руководитель может попросить обратить не него внимание и вспомнить, как много хорошего есть внутри каждого человека.
Игра 3. Волшебное спасибо и волшебное пожалуйста
Главная цель: помочь детям научиться видеть хорошее в окружающих, относиться к ним внимательно и с пониманием.
Ход игры
Педагог: Знаете ли вы, что существуют слова, которые нужно произносить с особым чувством?
Дети (предлагают варианты): Я тебя люблю, спасибо, пожалуйста.
Педагог: Сегодня мы будем с вами учиться вкладывать в слова «спасибо» и «пожалуйста» особый смысл, прятать его там, как маленький, но очень важный секрет! Уверена, у вас получится, ведь вы чуточку волшебники. Когда мы с вами произносим эти слова, вместе со звуком или текстом мы посылаем другому человеку нашу признательность, теплоту и благодарность. Давайте попробуем!
Один из детей должен подойти к другому и сказать «Спасибо!», обязательно глядя в глаза, улыбаясь и стараясь вложить в слово всю свою благодарность и любовь. Второму ребенку надо так же искренне ответить «Пожалуйста!». После этого второй участник выбирает из класса любого, кому он хотел бы сказать «Спасибо». Учитель может модерировать процесс, если кто-то оказывается без волшебных слов, но ни в коем случае не заставлять говорить их кому-то — так дети поймут, что искренность — не обязательный элемент волшебных слов. Лучше начинать диалог с ребенком самостоятельно.
Игра 4. В какой я роли?
Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить способность понимать чувства и намерения других.
Эту педагогическую игру можно проводить после «Театра», а можно отдельно.
Ход игры
Дети по очереди выходят вперед, про себя задумывая какую-либо роль (не очень сложную, например: мамы, врача, учителя, ученика, директора, лидера музыкальной группы). Затем им необходимо произнести одну любую фразу, которая бы позволила остальным учащимся понять, кого загадал «актер».
Варианты фраз:
— Это я запишу тебе в дневник!
— Как ты себя чувствуешь, милый?
— Кто опять выбился из ритма и фальшивит?
— У вас хороший сон и аппетит?
Многие фразы могут принадлежать одновременно врачу и маме, учителю и папе, так что ученику-актеру необходимо следить еще и за интонацией и мимикой.

Игра 5. Про кого мы так говорим?
Главная цель: развивать умение видеть хорошие качества в окружающих и в себе, способствовать развитию самоуважения и желания говорить другим приятное.
Ход игры: Перед проведением занятия педагогу необходимо вырезать из бумаги сердце, на котором написаны различные положительные качества людей. Например: доброта, отзывчивость, смелость, открытость, дружелюбие, веселость, исполнительность, общительность, аккуратность, обязательность, терпеливость, честность и т.д.
Сердце располагается так, чтобы всем участникам игры были видны надписи. Один ученик выходит к сердцу и загадывает одного из одноклассников, при этом не называя имени. Затем он «нажимает» на сердце некоторые из качеств, показывая, что у загаданного им человека они есть.
Остальным ребятам необходимо понять, кого именно загадал ведущий. Педагог может сам участвовать в игре, подсказывая или выдвигая собственные теории.