Выступление в рамках Педагогического марафона учебных предметов, День учителя начальной школы.
Елена Эдуардовна Кочурова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», рассказала о педагогической диагностике успешности обучения.
Ключевые вопросы, которые были рассмотрены в ходе выступления:
- как научиться проводить педагогическую диагностику успешности обучения во всех классах начальной школы;
- как проследить влияние этой диагностики на становление функциональной грамотности учеников.
Педагогическая диагностика – серьезнейший компонент деятельности учителя: она позволяет, не откладывая в долгий ящик, ликвидировать проблемы, которые нам мешают в повседневной работе, и узнать, насколько сформированы конкретные УУД ребенка на данном этапе обучения. Диагностика входит в контрольно-оценочную деятельность учителя, с помощью которой он формирует общую оценку класса и индивидуальную – каждого ученика.
Если вам раньше не приходилось проводить диагностику в классе, полезно будет обратиться к учебному комплекту «Начальная школа XXI века». В комплект входят руководство для учителя по проведению педагогической диагностики, бланки с заданиями, руководство по оцениванию работ, таблица результатов на весь класс. В книге для учителя – подробная инструкция по оцениванию, цель каждого задания, все варианты верных и неверных ответов с подробным описанием, о чем говорит каждый тип ошибки.
Все, что вы хотели знать о педагогической диагностике, но не решались спросить: ответы эксперта
1. Для чего нужна педагогическая диагностика? Прежде всего, чтобы увидеть, насколько ребенок вырос над собой за прошедшие несколько месяцев. Для оптимизации учебного процесса, быстрого поиска «слабых мест» и устранения текущих ошибок, дифференциации учащихся по уровню, который они показывают на данный момент. Диагностические работы построены так, чтобы показать не только степень освоения программы, сколько общий уровень сформированности УУД.
2. Почему этим не занимаются школьные психологи? Очень просто: диагностика – это не психологический тест, она не требует квалификации психолога и отвечает в первую очередь на вопросы учителя: мы фиксируем, в чем заключается трудность для каждого ученика, чтобы потом решить его задачу индивидуально.
3. Как часто следует ее проводить? Программой предусмотрено проведение трех срезов в год: в начале, середине и в конце учебного года.
4. Стоит ли проводить диагностику в самом начале первого класса? Да, этот первый срез будет очень полезен учителю: проведя небольшую работу, он сразу поймет, насколько ученики его слышат, способны ли они воспринимать его слова, следовать инструкции, насколько хорошо умеют концентрироваться.
Заметьте, в этом бланке нет никакого текста: только картинки и схемы. С их помощью мы ни в коем случае не отбираем детей в слабый или сильный класс – мы только выясняем, какие дети пришли к нам в класс. Это общие задания на фонематический слух, пространственную ориентацию и восприятие устной речи. В середине первого класса в диагностике уже появится разделение на предметы: русский язык и математику. Заданий будет девять на один урок – не так уж мало.
5. На что обратить внимание при проведении диагностики? В нашем пособии есть руководство для учителя о том, как правильно читать текст диагностики: те, кто уже решили задачу, смогут в этот момент проверить себя, пока другие дослушивают. Кажется, мы все это знаем – но все же надо себе напомнить. Обратите внимание, что в ходе проведения диагностики ребенку разрешено писать на бланках, делать любые пометки, которые ему нужны. Это станет особенно актуально в четвертом классе, когда действительно будет нужно быстро расписать для себя план решения задачи или формулировку вопроса.
Еще один нюанс: следите за тем, чтобы дети серьезно относились к процессу самооценки: это важно. Отмечаем цветом: желтый – сомнение, красный – уверенность. Учитель тоже заполняет свое поле цветом: сразу становится видно, где самооценка ребенка разошлась с реальностью. Общее правило: педагог не исправляет ошибки в тесте, а ставит галочку напротив строки с ошибкой. Так мы призываем ученика вернуться к рабочей тетради, найти и исправить ошибку. Многие дети не хотят это делать, но их нужно стимулировать: это регулятивное УУД, необходимость самоконтроля.
Самый большой успех – в нужном месте выразить сомнение, отдать себе отчет в том, что ты, возможно, ошибся
6. Как оценивать диагностические работы? В пособии для учителя подробно прописана вся система оценивания: в рамках данной программы предлагается каждому заданию присуждать от нуля до трех баллов. Причем в помощь учителю даны не только правильные ответы, но и варианты неправильных с подробным описанием, о чем говорит та или иная ошибка.
– Учтите, что в третьем и четвертом классах получить максимальные три балла очень сложно, – отмечает спикер, – Если ваши дети оказались «на верхушке» рейтинга класса, вы можете по праву ими гордиться.
Ответы учеников удобно свести в таблицу: организовать ее можно по алфавиту, по общему среднему баллу, или по какому-то конкретному заданию, показывающему уровень конкретного УУД. Когда таблиц будет несколько, мы сможем отследить динамику продвижения каждого ребенка. Индивидуальные сводные таблицы за четыре года покажут, какой путь развития прошел ученик с первого по четвертый класс. Такие таблицы-бланки учителя вкладывают в портфолио учеников, переходящих в пятый класс.
7. Чему диагностические работы учат детей? Во-первых, выполняя диагностические тесты, ребенок привыкает к разным формам подачи информации, видит, что у схожих на первый взгляд заданий может быть разная цель. Многие задания в диагностических тестах построены по принципу автодидактизма: предлагается выбрать правильный ответ из предлагаемых. Этот подход многих настораживает, но методисты уверены: он бережет самооценку ребенка.
Если ребенок сделал вычисление, а его ответа в списке возможных нет, то мы даем ребенку инициативу еще раз проверить себя. Мы возвращаем ребенка к его собственному решению, учим его исправлять ошибки.
8. Зачем мне диагностика, я и так знаю, у кого какие сложности. Как бы не так! Диагностика показывает результаты, подчас неожиданные для самого классного руководителя. Три класса в одной и той же школе могут показать очень разные результаты: например, в одном классе регулятивные УУД сформированы хорошо, в других познавательные могут оказаться выше.
9. Мы провели диагностику. Что дальше? Теперь начинается самое важное: мы анализируем результаты, выявляем причины ошибок и проводим точечную коррекционную работу: одним ученикам даем больше заданий на формирование познавательных УУД, другим – коммуникативных, третьим – аналитических, и так далее. Между диагностиками у нас есть несколько месяцев: этого должно хватить, чтобы провести коррекцию.
Издательство «ДРОФА – ВЕНТАНА» выпустило рабочие тетради специально для коррекционно-развивающей работы. «Учусь писать без ошибок» – по русскому языку, «Я учусь считать» и «Дружим с математикой» – по математике. Мы предлагаем использовать другие методы, подходы, чтобы ребенок быстрее овладел УУД.
– И кстати! Наши сборники диагностических тестов для всех классов начальной школы очень похожи по методике на международные тесты TIMSS. А по этим тестам российские дети показали в 2015 году хорошие результаты, – на этой позитивной ноте закончила свое выступление Елена Кочурова.