Пасха. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Разработка урока
ОУ |
МАОУ Пролетарская СОШ |
Предмет |
ОРКСЭ |
УМК |
«РИТМ» |
Автор учебника |
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 класс. (4–5 классы)». |
Тема урока |
Пасха |
Задачи урока |
Познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре |
Форма урока |
Введение новых знаний |
Технологии |
Системно-деятельностный подход в обучении |
УУД |
Познавательные УДД: уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое, от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя, работа по плану.
Коммуникативные УДД: уметь слушать и понимать речь других, работа в парах (уметь Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
УУД |
||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность)
|
«Сотвори солнце в себе» В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце, и несет тепло всем – всем. Давайте пожелаем всем нам теплого и доброго отношения друг к другу. |
Личностные УУД: привить любовь к окружающему миру, к предмету. |
||||||
2. Актуализация знаний. (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
– Когда на дворе тает снежок, бегут веселые ручейки, на деревьях набухают почки, возвращаются домой птицы, то это означает, что к нам пришла... (весна). – Из года в год мы с большим нетерпением ждем весну-волшебницу. Мы считаем дни, выглядываем, когда птички принесут весну-красну. Ждем, когда она прогонит холод, устелет землю травкой зеленой, украсит цветами ароматными, а птички наполнят рощи, леса своим голосистым пением. – Какие же весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей.) – Какие вы знаете народные праздники МАРТА?
– А какие весенние праздники будем отмечать в апреле? АПРЕЛЬ
|
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
||||||
3. Постановка учебной задачи(чего мы еще не знаем?)(подводящий к теме диалог)
|
– Прослушивание песни: «Пасхальная песня» в исполнении Е.Гончаровой. – Как вы думаете о каком празднике сегодня пойдет речь? (О Пасхе.) – Тема урока «Пасха» (слайд 2) – Что вы знаете об этом празднике? – Как вы думаете, все ли знаете об этом празднике? – Что ещё интересно вам узнать? – Какие задачи поставим на уроке? – Узнать о традициях праздника – Пасхальных символах – Пасхальной атрибутике – Как празднуется этот праздник. (Вопросы фиксируются на доске) – А так же на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели. |
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке. |
||||||
4. «Открытие нового знания» |
– А начнем работу с последней задачи на уроке. – Учитель: «История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Знакомое вам слово «воскресенье» связно именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «кресс» означает «Жить», «сиять», «сверкать». Воскресение – день возобновления жизни.» (слайд № 3) – работа по учебнику (Воскресение Христа) – читают дети, сложные моменты читает учитель(идет работа по содержанию части) – Физпауза: Прослушивание песни : «К прекрасно все то , что твое…» Православное детское пение. Продолжаем работу. Чем вы сейчас занимались, что делали? Возвращаемся к теме урока. Учитель: «В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА («пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление».» – Каковы традиции празднования данного праздника? – Работа по учебнику (анализ содержания с выписыванием основных традиций, символов в тетрадь и на доску. (слайд №4,5) – Богослужение (служба в церкви). – Крестный ход – Пасхальная ночь, крест, свечи – Пасхальный гимн (слайд№6,7) – Чтение учителем стихотворения А Майкова. – Прослушивание песни. – Свои впечатления о прослушанном. – Христосование (слайд № 9) – Пасхальное яйцо(почему яйца красят красным цветом?) (слайд №8) «– Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, – усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо – скромное подношение императору – стало ярко – красным… В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко– жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.» – Кулич, пасха (слайд №10) – Колокольня (звучит колокольный звон) |
Регулятивные УДД: Умение работать по плану, оценивать свою работу и работу товарищей Познавательные УУД: умения пользоваться различными источниками информации |
||||||
5.Применение полученных знаний |
Работа в паре. Задание: распредели слова в три группы. ( слайд № 11) Крашенные яйца, свеча, христосование, кулич, икона, крестный ход, пасха, церковная служба.
|
Коммуникативные УУД: умение работать в паре |
||||||
6. Рефлексия |
Какие задачи на уроке ставили? Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? – На какие вопросы вы получили ответы? – Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока? – Что вы не поняли? – Что было сложно? – На доске плакат с куличом. – На партах у детей кружки четырех цветов: 2) красный – на уроке было не интересно, много непонятного, скучно 1) желтый – было интересно, узнал новое, расскажу дома и своим друзьям). 3) синий – понял все, но мне это неинтересно 4) узнал о том, о чем никогда не знал – Дети берут свой кружок со своим цветом и украшают кулич |
Личностные УУД: |
||||||
Домашнее задание |
Нарисовать пасхальную открытку. |
|