Скованные одной цепью: память, интеллект и мозг
В багаже Елены Петри — больше 13 лет изучения процессов памяти. Психолог, психотерапевт, групповой ведущий и автор проекта MeMo, Елена расскажет, что такое искусственные вершины, как ухаживать за своей памятью, и ещё — возможно ли обновление нейронных сетей у взрослых людей.Что такое искусственные вершины?
Искусственные вершины — это некие достижения, цели, которые мы поставили перед собой. Окончить какие-то курсы, поступить в университет, жениться или выйти замуж — это и есть искусственные вершины. Для каждого они свои. Почему искусственные? Потому что мы принимаем их, впитываем из окружающего мира.
Можно заботиться о себе по-разному: вести здоровый образ жизни, бегать по утрам, заниматься йогой и медитировать — и это правильно. Но есть и еще одна грань, углубленная работа с которой дает очень много бонусов, новых возможностей — это память. Обновление нейронных сетей и мозга, и, как следствие, в целом молодой и бодрый организм, хорошее самочувствие, переработка негатива.
Память и интеллект: как они связаны?
Память — это не кнопка, не прием, это естественный процесс, у которого есть стадии. Образ памяти — сундук, который находится у нас за спиной. В этот сундук мы кидаем все, что нужно запомнить. Но выходит не очень аккуратно, порой мы промахиваемся, и когда поворачиваемся, чтобы что-то «достать», это бывает невозможно найти.ПАМЯТЬ: запечатление → хранение → воспроизведение
В этой формуле есть ограничения. Есть то, что от нас зависит, а есть то, что не зависит. Процесс можно сравнить с беременностью: зачатие, вынашивание, роды. Мы принимаем участие в каждом этапе, но порой от нас зависит не так уж много. Так и с памятью: есть то, на что мы можем повлиять, а есть моменты, в которых мы бессильны.
Рэймонд Кэттелл говорил, что интеллект бывает твердый — кристаллизованный (как раз тот, который напоминает сундук), и подвижный — флюидный (та часть интеллекта, которая решает нестандартные задачи, отвечает за всё новое в жизни: работа, учёба, получение навыков и адаптация к неизученной среде).
Тот этап в памяти, который мы контролируем меньше всего, вызывает у нас самое большое напряжение. Хранение — этап, на котором от нас зависит очень маленькая часть. Когда мы запоминаем информацию, мы делаем условный вдох, а чтобы запустить процесс хранения, нужно выдохнуть. И выдох происходит на этапе повторения. Если мы правильно повторяем и грамотно запечатлели, информация будет хорошо сохраняться. А главное – у нас появляется доступ к воспоминанию.
Так что же зависит от нас?
Где локализована память?
Место хранения памяти — обширные массивы нейронов, через которые проходит возбуждение. Процесс можно сравнить с пианино: черные и белые клавиши — это нейроны, а любая сыгранная мелодия (закладывание воспоминания в нашем мозге) — это возбуждение, которое через них проходит.«Развивая взаимодействие с памятью, мы развиваем и обновляем свой мозг, помогаем себе быть ментально и физически молодыми практически всю жизнь».
Глутамат и память
Глутамат — это нейромедиатор (посредник между нейронами). Самый главный для новой информации. В тех местах, где этот нейромедиатор выделяется, есть две особенности: порог активации и потенциация.Что такое порог активации?
Процесс, при котором нейромедиатор выделяется, но ничего не происходит, может протекать не один раз. Но когда накапливается определенное количество глутамата, нейрон, наконец, возбуждается, и волна активации поднимается. Это и называется порогом активации.Как это увидеть в обычной жизни?
Очень просто — пока не повторить какую-то информацию несколько раз, до человека, что называется, «не доходит».
Как понять процесс потенциации?
Когда нейроны активировались, новая информация к этим же нейронам поступает гораздо легче. Они возбуждаются намного быстрее.Что это значит в быту?
Если мы долгое время не учились, сначала обучение дается тяжело. Но стоит продолжить — как процесс налаживается, нам становится легче запоминать новую информацию.
Могут ли нейроны постоянно обновляться всю жизнь?
Сантьяго Рамон-и-Кахаль — нобелевский лауреат, который в 1913 году сделал открытие — нервные клетки не восстанавливаются. Когда-то это была центральная догма нейробиологии. Долгие годы после шли споры между учеными-революционерами и учеными-консерваторами: одни утверждали, что нервные клетки все-таки восстанавливаются, а другие продолжали верить в обратное. Борьба мнений прекратилась, когда в 1998 году швед Питер Эрикссон из Института неврологии Гетеборга научно доказал, что нейрогенез (т.е. образование новых нейронов) во взрослом мозге существует.Что же это значит? Оказывается, наш мозг развивается всю жизнь! Но есть факторы, которые мешают ему развиваться:
- Малообогащенная среда — все скучно и рутинно, однообразно и серо, у человека нет желания развиваться, узнавать, коммуницировать.
- Курение, алкоголь, обжорство.
- Воспалительные процессы.
- Депрессия, стресс.
«Если мы ухаживаем за своим мозгом, то он обновляется и ухаживает за нами».
Где происходит нейрогенез в нашем мозге?
Сейчас известно только два места:- Обонятельная луковица. Из названия понятно, что она отвечает за запахи. Во время беременности, например, женщины часто меняют свои вкусовые предпочтения, радуются необычным ароматам. Это происходит из-за полного обновления (нейрогенеза) обонятельной луковицы. Природа устраивает такое обновление для того чтобы мать могла привязаться к образу новорожденного и запомнить, запечатлеть его запах.
- Гиппокамп, который является частью лимбической системы мозга и, помимо выполнения других важных функций, отвечает еще за консолидацию — перевод из кратковременной памяти в долговременную. Кстати, ученые говорят, хотя это пока не доказано, что кратковременная память переходит в долговременную в ночные часы.
Как происходит нейрогенез?
По стадиям:- Деление клетки.
- Миграция клетки.
- Закрепление клетки на новом месте обитания.
Можно ли тренировать память?«700 нейронов образуются в нашем мозге каждый день. И обучаясь чему-то новому, запоминая что-то, мы помогаем нейронам обрасти связями. Поэтому обновление мозга зависит от нас самих».
Операция на мозге делается, когда человек в сознании. Во время операций нейрохирурги иногда стимулируют определенные области мозга пациента. И тогда человек начинает вспоминать: всю свою жизнь, детство, запахи, яркие цвета, погоду, ощущения. Это открытие сделал Уайлдер Грейвс Пенфилд — канадский нейрохирург, который занимался пациентами с эпилепсией и провел около 10 000 операций на мозге.
Треугольник присутствия (или треугольник осознанности):
«Я настаиваю: память нельзя развивать и тренировать! И это не лингвистическая придирка, а сдвиг парадигмы. Мозг и так совершенен, он помогает нам. А память хочет, чтобы с ней взаимодействовали, она ждет. Но тот язык, на котором мы с ней общаемся, непонятен ей. Мозг помнит все. Если что-то попало в наш луч внимания, то оно запечатлелось. Проблема лишь в том, что к этой области памяти у нас нет доступа».
Есть много вещей, которые надо запоминать. Но зачем напрягаться — лучше запишем все в телефон. Получается, что мы все больше отворачиваемся от памяти. Она ржавеет и засыхает. И мы встаем перед выбором: отойти еще дальше от памяти или повернуться к ней лицом?
Так что же спасет нашу память? Ликбез и забота. Первое — понять, что нужно памяти и как она работает. На это не уйдет много времени. Но этого недостаточно. Нужна забота — регулярный уход. Но ведь забота — это не автоматические усилия. Это каждый день выход из зоны контроля, потому что мозг не контролирует это автоматически.
Правила, по которым играет память
Память напоминает дитя: ей нужны тепло, забота, любовь, внимание, игра и похвала. Память любит веселиться и беситься.В нашем мозге есть настоящие фильтры, которые могут не пропускать какую-то информацию. Часто многие взрослые раздражаются, брюзжат, им ничего неинтересно, их ничто не удивляет. А наша задача — удивить свою память, развеселить, включить внимание (нет внимания — нет запоминания). И тогда она обязательно отзовется и начнет работать гораздо лучше.
Хорошая память — та, которую мы не замечаем. И это такой парадокс — когда мы ее замечаем, она становится плохой. Потому что замечаем мы ее в тот момент, когда она нас подводит, тогда, когда не можем что-то вспомнить. Так может быть, стоит повернуться к памяти лицом, пока она еще не заржавела и не завяла?
«У многих мозг гораздо чаще „ржавеет“, чем изнашивается. Процентов на сорок просто отдыхает. Люди живут, как сказочный Емеля на печи, ждут, что все само появится, не тренируют память, не развивают интеллект. А потом удивляются, что элементарного вспомнить не могут».
Чем больше мы учимся, тем легче нам учиться. Сейчас это стало трендом: ведь благодаря постоянному обучению чему-то новому мы можем достичь большего. Профессии меняются, сферы меняются. И самое важное — сохранить гибкий навык обучения.
Контекст памяти
Память — не автономный элемент, она не обитает в космосе, а потому очень зависит от своих соседей.Многие люди хотят обучиться мнемотехнике. Но одной мнемотехники мало — для того чтобы запомнить информацию, нужны мотивация и внимание. Важно, чтобы все факторы сошлись в треугольнике присутствия (или в треугольнике осознанности).
Пример мнемотехники
Попытаемся запомнить исследования, которым можно доверять:- двойное
- слепое
- рандомизированное
- плацебоконтролируемое
Чтобы запомнить их, нам нужна опора, основа, и та информация, которую мы запоминаем. И есть требование — основа не должна вызывать трудностей. Здесь можно опираться на образ исследования. Но «исследование» — понятие абстрактное, его нельзя потрогать и понюхать. И задача — свести это понятие во что-то вещественное.
«Помните, что вы не ошибетесь в образе: когда слово ассоциируется у вас с чем-то конкретным, вы не можете быть правы или не правы — если это работает, то для вас это правильно».
Что получаем? Опора — это слово «исследование». А образ исследования — лабораторная колба (для каждого человека этот образ будет своим, но здесь мы приводим пример). Дальше нужно запомнить 4 понятия: двойное, слепое, рандомизированное, плацебоконтролируемое. А это значит, что в нашей опоре важно найти 4 места для других образов. Их нужно подстраивать к основному образу как можно проще: или снизу вверх, или слева направо:
Теперь, когда с местами мы определились, нужно понять, какие образы у нас возникают для четырех понятий.
Вот, к примеру, «двойное» может ассоциироваться с дипломатом, у которого так называемое двойное дно. Отлично! рисуем дипломат там, где поставили цифру 1. А что под цифрой 2? Понятие «слепое». Образ — крот. Мягенький, маленький, с розовыми лапками. Рисуем! 3 — рандомизированное. Пусть это будут шарики из лотереи. 4 — плацебоконтролируемое. Рисуем таблетку и куски мела, потому что плацебо — лекарство-пустышка.
«Память всегда зависит от того, что мы уже знаем. Чем меньше знаем, тем сложнее запоминать».
Нам важно уметь отслеживать, что мы хотим запомнить, для чего. И еще, конечно уметь прикладывать минимум усилий к тому, чтобы запустить память. Упростить себе жизнь и высвободить собственные жизненные ресурсы, а не тратить время на бесконечное перечитывание какого-нибудь доклада.
Как не растеряться и вспомнить все в нужный момент?
Правильные воспоминания – это в первую очередь вопрос к себе: что я помню? Без всяких подсказок. Пусть вспомнится хотя бы три слова. Постепенно прислушиваясь к себе, за эти три слова вы сможете «вытащить» еще какую-то информацию и нейронная сеть начнет возбуждаться. Правильное воспоминание — как выдох для памяти.«Воспоминание хранится в слоеном пироге, состоящем из нейронных сетей. Вспомните, где вы находились, чем пахло в этот момент, что вы делали — это биохимические маркеры. Попробуйте выудить из события сенсорную информацию. Эти маленькие наводки помогут слой за слоем активировать нейросети».