Оценка качества электронных образовательных ресурсов
Внедрение информационных технологий в учебный процесс — один из главных трендов современного образования. Каждый учитель использует на уроках электронные образовательные ресурсы, а учащиеся с их помощью самостоятельно обучаются дома. В этой связи, остро встает вопрос оценки качества ЭОР, используемых в школе.Электронно-образовательный ресурс — это продукт, созданный на стыке образовательных и информационных технологий, поэтому качество такого продукта должно быть оценено по двум группам критериев:
-
Традиционным, которые в обязательном порядке применяются ко всем учебным материалам;
-
Инновационным, характеризующим ЭОР с точки зрения его особых возможностей.
Основной подход к оценке качества ЭОР подразумевает, что достойный электронный ресурс должен отвечать в равной степени и традиционным, и инновационным критериям. Одни только инновационные качества ЭОР не способны обеспечить выполнение всех современных образовательных задач.
С точки зрения традиционных критериев, электронный образовательный ресурс должен:
-
В полной мере соответствовать принятой программе обучения;
-
Содержать только такой материал, который отвечает современным научным знаниям и представлениям;
-
Быть адекватным современной методологии с точки зрения подачи информации (в частности, принцип «от простого к сложному»), общих принципов представления материала и т.д.
-
Иметь оптимальное технологическое качество;
-
В нем не должно содержаться непроверенной информации, фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.д.
Оценка качества ЭОР по традиционным критериям — хорошо отработанный процесс и не представляет больших затруднений. Что касается инновационных критериев, то они представляют собой наиболее значимый объект рассмотрения.

С точки зрения инновационных критериев оценки качества, все ЭОР должны:
-
Содержать в себе потенциал для реализации всех компонентов образовательного процесса, а именно — при помощи одного электронного издания педагоги и ученики должны иметь возможность как получить необходимую информацию, так и отработать их на практике, и осуществить контроль учебных достижений. Очевидно, что традиционные учебные издания крайне редко справляются со всеми тремя задачами.
-
Быть интерактивным, то есть включать в себя активно-деятельностные формы обучения и тем самым предоставлять учащимся больше возможностей для самостоятельной учебной работы.
-
Давать всем участникам учебного процесса полноценно работать в дистанционном (удаленном) режиме. Иными словами — включаться в учебную деятельность из любой точки земного шара (в первую очередь — из дома), вне школьного кабинета не только получать новую информацию, но и ставить лабораторные эксперименты, заниматься в группе, писать контрольные работы, получать оценки за проделанную работу и т.д.
Каким образом достигается необходимый уровень инновационного качества ЭОР? Все дело в использовании специальных педагогических инструментов. Главный среди них — интерактив, то есть возможность оперативно получать от цифрового издания обратную связь на все свои действия. Потенциал интерактивного ЭОР достаточно высок: в процессе работы можно получить поддержку, подсказку, мотивирующую провокацию, увидеть, на каком этапе освоения материала ученик находится сейчас и где он окажется в случае успешного прохождения того или иного задания.
Еще один важный педагогический инструмент — мультимедиа: представление материала в форме, которая предусматривает аудио- и видеокомпоненты. Это незаменимый метод, когда необходимо наиболее наглядно показать те или иные процессы.
Наконец, современный качественный ЭОР включает в себя технологию моделинга — то есть моделирования различных процессов и дальнейшей визуализации этих процессов.
При помощи этих трех педагогических инструментов современные школьники получают возможность учиться в условиях новой эффективной образовательной среды, не только получать информацию, но и действовать, экспериментировать, совершать онлайн-экскурсии, погружаться в виртуальную реальность и изменять ее, свободно управлять объектами и процессами. Именно эти возможности и определяют действительно качественный электронный образовательный ресурс.

LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).