Оценивание достижения метапредметных результатов: работа с текстом и информацией. От второго класса к четвертому
Как оценивать достижения метапредметных результатов в младшей школе? Единой системы нет. Сегодня создаются различные методики, которые нужно внимательно апробировать, чтобы дать детям хороший старт. Корпорация «Российский учебник» предлагает «Комплексные проверочные работы», созданные экспертами из Института стратегии развития образования РАО, Мариной Кузнецовой и Оксаной Рыдзе. Представляем основы диагностического подхода от педагогов Российской академии образования.Сейчас на острие образовательных трендов находится функциональная грамотность — совокупность знаний и умений, которые нужны человеку в учебе и в жизни. Если ребенок достиг метапредметных результатов, то можно сказать, что он стал функционально грамотным. Хотя нет четкой системы оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе, в стандарте говорится об универсальных учебных действиях, которые ребенок должен освоить.
Говоря простым языком, нужно развивать универсальные навыки, связанные с восприятием, анализом, интерпретацией и воспроизведением информации. В своем методе создатели проверочных работ по метапредметным результатам ориентируются на «Книгу для учителя» от знаменитого педагога Натальи Федоровны Виноградовой: издание Российской академии образования «Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника».
Важная черта метода: рассматривая действия, говорим об операциях, их характеризующих. Например, если оценивается такое действие как «Поиск источника для получения информации в соответствии с решением учебной задачи», значит, нужно проверить, умеет ли ребенок выбирать источник, умеет ли он оценивать целесообразность использования этого источника, может ли соотнести полученную информацию и учебную задачу и т.д.

Группа I: чтение, понимание текстов (в том числе учебных), воспроизводство и использование данных (представленных в явном виде).
Группа II: обобщение и интерпретация информации, проверка и формулирование утверждений, составление выводов, анализ данных (представленных в разной форме).
Группа III: применение информации (из текста, таблицы, краткой записи) для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Функциональная грамотность во многом основывается на читательской грамотности. Речь, конечно, не только об умении читать — о широком спектре навыков. По определению Н.Ф. Виноградовой, читательская грамотность подразумевает потребность в читательской деятельности, умение извлекать информацию из прочитанного и готовность к смысловому чтению.
На смысловом чтении остановимся подробнее, поскольку оно нужно на любом предмете: ученик читает художественные тексты, математические задачи, тексты параграфов и т.д. Да и разве есть не смысловое чтение?
«Чтение без понимания заложенного смысла — просто воспроизведение букв».
Что может ребенок, освоивший навык смыслового чтения:
- Соотнести цель чтения и результат.
- Разделить новую информацию на главную и второстепенную.
- Понять и оценить главную мысль.
- Поразмыслить о прочитанном, вступить в своеобразный диалог читатель-автор.
- Объяснить, что он прочитал.
- Проанализировать особенности текста, языка.
- Сравнить свою точку зрения и мнение других читателей.
- Проанализировать, как текст повлиял на его взгляды.
Читательскую грамотность нужно не только применять на всех уроках, но и развивать в комплексе.

Для эффективности нужно не только оценить сформированность УУД, но и контролировать процесс развития. Эксперты советуют несколько типов контроля: текущий (педагогическая диагностика успехов), промежуточный (тесты, комплексные задания) и итоговый (разноуровневые проверочные работы). Комплексные проверочные работы могут использоваться как по решению педагога, так и по решению методического объединения. Прежде чем принимать участие в административных, региональных контрольных работах по оценке достижения метапредметных результатов, имеет смысл потренироваться в школе: в комфортной обстановке, на знакомом детям материале.
Создатели проверочных работ предлагают важные принципы формирования и оценивания метапредметных навыков:
- Комбинируйте в одном тексте разные форматы подачи материала и не привязывайтесь к одному учебному предмету. Вставляйте математические данные, организационные подсказки, таблицы и схемы. Пусть ребенок учится складывать все это в единую картину и вычленять нужное, искать информацию в разных частях текста.
- Поступательно расширяйте задания от первого класса к четвертому. Возьмем задание с картой, в котором есть текст и графическая иллюстрация. Во втором классе стоит предложить ребенку просто отметить на схеме дом по указанному адресу. В третьем классе уже можно попросить ученика составить маршрут (например, по парку развлечений) с учетом специальных условий.
- Мотивируйте детей в самом начале упражнения. Подбирайте темы, которые интересны детям, причем в соответствии с возрастом. Например, даем ученикам текст-приглашение с анонсом программы и информацией для посетителей. Второклассникам интересно попасть в цирк или дельфинарий, а четвероклассникам уже можно предложить спланировать путешествие в планетарий или даже в другой город. Пусть дети начинают выполнять упражнение с мотивацией «Мне интересна эта тема» — тогда они быстро перейдут к позиции «Мне это интересно по сути».
- Подсказывайте, помогайте, позволяйте ребенку анализировать текст столько раз, сколько ему необходимо. Первоначальная задача при оценке достижения метапредметных результатов: не подловить ребенка на ошибке, а понять уровень развития и перспективы.
Проверочные и контрольные работы по универсальным учебным действиям — это не способ подвести итоги и навесить ярлыки. Это диагностика, направленная на то, чтобы эффективно, без причинения вреда помочь ребенку сделать следующий шаг.
#ADVERTISING_INSERT#